On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
генералуудад хошууч генерал


Сообщение: 342
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Урянхайский край, Белоцарск
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 16:05. Заголовок: О втором кольце Блокады Ленинграда


Неоднозначный текст из "СССР-Финляндия".


 цитата:
О. А. Суходымцев

К ВОПРОСУ О ПЛАНАХ СОЗДАНИЯ
ВТОРОГО КОЛЬЦА БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
И ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК
НА НЕВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ


Исследование архивных документов, научной и мемуарной литературы показало, что вопрос о планах и действиях немецких войск по блокированию Ленинграда в сентябре 1941 г. изучен недостаточно полно. Более того, в отечественной историографии существуют утверждения, с которыми трудно согласиться.
Точка зрения ряда исследователей по этому вопросу такова: германское командование предполагало форсировать Неву в верхнем течении, соединиться с финскими войсками на ее правом берегу или на Карельском перешейке и тем самым окружить Ленинград с востока. К сожалению, однако, историки ни в одном из исследований не показали практическую реализацию планов противника по форсированию Невы.
Правда, такие сведения можно найти в мемуарной литературе. В своих воспоминаниях некоторые участники данных событий указывают, что 31 августа немецкие войска пытались (форсировать Неву у села Ивановское, но это наступление было отбито. В ночь с 8 на 9 сентября 1941 г. была предпринята попытка переправиться на илотах на участке Пороги, Шереметьовка. По свидетельству бывшего начальника штаба Краснознаменного Балтийского флота Ю.А.Пантелеева, противник понес большие потерн: «...сотни трупов поплыли вниз но Неве». Маршал М.В.Захаров писал, что немецкие войска все же смогли достичь правого берега, но встретили сокрушительный отпор и были разгромлены.1
Архивные данные эти сведения подтверждают, но с некоторыми уточнениями. В оперативной сводке штаба Ленинградского фронта от 1 сентября 1941 г. отмечено, что утром 31 августа две роты солдат противника пытались переправиться в районе Ивановское.2 8 сентября штаб 115-й стрелковой дивизии доложил, что ночью неприятель намеревался форсировать Неву на плотах в районе Арбузове, Кузьминка.3 О высадке десанта на правом берегу и больших потерях при переправе в документах ничего не говорится.4
Авторы книги «На защите невской твердыни» утверждают, что немецкое командование планировало совершить бросок через Неву по железнодорожному мосту у деревни Кузьминка. Для его захвата в составе 39-го моторизованного корпуса генерала Шмидта находилось специальное подразделение, выделенное из диверсионного полка «Бранденбург».5
В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации обнаружены донесения штаба 1-й дивизии войск НКВД о появлении вечером 1 сентября в районе Павлово вражеского десанта численностью 40-50 человек. Около 30 парашютистов были уничтожены, а остальные смогли скрыться в сумерках.
Германское командование вызвало на помощь авиацию. 2 сентября на указанный выше железнодорожный мост было сброшено 60 бомб, но в цель они не попали.6 В ходе авианалета 5 сентября мост получил повреждения. В конце концов в полную негодность его привели уже советские саперы, когда рано утром 8 сентября, после переправы на правый берег остатков 1-го полка НКВД, средняя ферма моста была взорвана.
Авторы работы «На защите невской твердыни» констатировали: «... Не захватив моста (у Кузьминки. — О. С), гитлеровское командование, очевидно, вынуждено было временно отказаться от переправы через Неву. Понтонного парка при 39-м корпусе не было, подручные же средства следовало еще собрать и подготовить... К тому же попытки форсировать Неву мелкими группами (кстати, эти данные вступают в полное противоречие с приведенными выше сведениями, содержащимися в мемуарах, о численности десантных сил немецких войск 31 августа и 8 сентября.— О. С), отбитые защитниками правого берега, показали, что эта затея чревата большими потерями».7
Этот фактический материал, однако, не раскрывает реальных планов, которые существовали у германского командования относительно установления полной блокады Ленинграда в сентябре 1941 г. Очевидно, что приведенные выше сведения также не могут служить убедительным доказательством того, что у немецкого военного руководства вообще существовали какие-либо планы по масштабному форсированию Невы. Попытки частей группы армий «Север» переправиться через реку не являлись крупномасштабной операцией по захвату правого берега, а скорее всего были разведкой сил противника. Тем более, как указывается в книге «На защите Невской твердыни», 39-й корпус Шмидта не был готов к переправе через Неву. Что же касается железнодорожного моста у деревни Кузьминка, то вполне понятно, что здесь немецкое командование стремилось его уничтожить, чтобы воспрепятствовать получению 1-й дивизией войск НКВД пополнения или отхода ее на правый берег.
В доказательство можно привести воспоминания бывшего начальника Инженерного управления Ленинградского фронта Б.В.Бычевского. Он пишет следующее: «Через шесть дней после падения Мги в штаб фронта вернулся подполковник С. И. Лисовский. .. Я спросил у Лисовского, как велика угроза форсирования немцами Невы. Ответ был несколько неожиданным: "Они могли бы это сделать сразу, как только расчленили дивизию НКВД и вышли к реке. Но пока все еще двигаются вдоль левого берега. Видимо, главная их цель сейчас — захват Шлиссельбурга". Эти предположения подтвердились. 8 сентября Шлиссельбург пал».8
Убедительным доказательством воспоминаний Б. В. Бычевского является приказ командира немецкой 20-й моторизованной дивизии генерала Цорна от 28 августа 1941 г. В этом приказе, в частности, говорится, что основной задачей дивизии было отрезать Ленинград с востока и юго-востока и захватить берег Невы на участке между Шлиссельбургом и Ивановское.9 Как известно, дивизия решила эту задачу. Так, 30 августа ей удалось захватить Ивановское, а 31 августа пала Мга, и 8 сентября был взят Шлиссельбург.
Важным источником при выяснении планов германского и финского командования относительно блокирования Ленинграда служит «военный дневник» начальника генерального штаба сухопутных сил Германии генерал-полковника Ф. Гальдера. Из его записей видно, что между немецким и финским командованием велись продолжительные обсуждения по вопросу о выборе направления главного удара. Верховное командование Германии настаивало, чтобы финские войска продвигались восточнее и западнее Ладожского озера. Однако финны соглашались наступать только к востоку от него. Вопрос этот не был урегулирован даже к началу военных действий против СССР. Лишь к концу июня 1941 г. стороны пришли к согласию: предполагаемым местом встречи союзников был определен район Лодейного Поля.10
Таким образом, следует считать доказанным, что существовали твердые намерения германского командования по полному окружению Ленинграда. Но это окружение планировалось осуществить между Онежским и Ладожским озерами, а не на правом берегу Невы или Карельском перешейке.



БНМАУ-ын Цэргийн явдлын яам Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 76
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет