On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 1103
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.09 21:17. Заголовок: Командир 3 осбр полковник Гаврилов.


Кто что знает об этом командире? Есть информация из Эстонии, что он с 60 своими бойцами сумел добраться до Швеции. Это верная информация? Что стало с ним дальше, вернулся ли он в СССР? Кто владеет этой информацией прошу откликнуться.

С уважением Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 54 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 617
Зарегистрирован: 24.06.08
Откуда: Крым
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.09 21:42. Заголовок: Я о нем знаю,что до ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1104
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 10:00. Заголовок: Спасибо. Посмотрел п..


Спасибо. Посмотрел первые 15 листов. Про п. Гаврилова не чего нет.

С уважением Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1924
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 10:32. Заголовок: прибалт пишет: Кто ..


прибалт пишет:

 цитата:
Кто что знает об этом командире?



Петр Михайлович он. В ОБд по нему есть доки.
Вот, например
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=2200613

Все доки - "пропал без вести". Доков "жив" нет. Стало быть, по всей видимости, в СССР не возвращался.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1105
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 10:54. Заголовок: Я видел этот список,..


Я видел этот список, но подумал, что это просто список командования, а не пропавших без вести. Если не вернулся, то понятно почему нет не где его фотографий.

С уважением Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1925
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 11:08. Заголовок: прибалт пишет: Я ви..


прибалт пишет:

 цитата:
Я видел этот список, но подумал, что это просто список командования, а не пропавших без вести.



Вы Кабанова и Трибуца на предмет информации о Гаврилове смотрели?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1106
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 13:02. Заголовок: IAM пишет: Вы Кабан..


IAM пишет:

 цитата:
Вы Кабанова и Трибуца на предмет информации о Гаврилове смотрели?


Нет. Мне прислали письмо из Эстонии с информацией о нем как возможном невозвращенце и стразу задал вопрос. Посмотрю, но если эта инф. верная сомневаюсь, что у них что нибудь будет.

С уважением Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Навечно в списках...




Сообщение: 291
Настроение: Повысилось
Зарегистрирован: 21.12.07
Откуда: Россия, На крайнем западе
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 13:17. Заголовок: По-моему, Гаврилов б..


По-моему, Гаврилов был-таки М.Ф. П.М.Гаврилов был командир 44-го СП (БК). Про тех, кто ушел на плотах в Швецию и был там интернирован, была инфа, что после войны посадили их.

У Кабанова такая книга. С.И.Кабанов. На дальних подступах. М.,ВИ.

Roma locuta, causa finita Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1927
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 13:20. Заголовок: прибалт пишет: Нет...


прибалт пишет:

 цитата:
Нет.


И того, и у другого имееются косвенные указания на то, что п-к Гаврилов мог оказатся в числе интернированных в Швеции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1928
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 13:23. Заголовок: OFS пишет: По-моему..


OFS пишет:

 цитата:
По-моему, Гаврилов был-таки М.Ф. П.М.Гаврилов был командир 44-го СП (БК). Про тех, кто ушел на плотах в Швецию и был там интернирован, была инфа, что после войны посадили их.



Вы с майором Гавриловым перепутали. Если бы выжил, то сведения о проверке имелись бы в ОБД. По Гаврилову там аж 4 документа.

OFS пишет:

 цитата:
У Кабанова такая книга. С.И.Кабанов. На дальних подступах. М.,ВИ.



Ее я и имел ввиду. Есть на Милитере.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1107
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 13:59. Заголовок: OFS пишет: С.И.Каба..


OFS пишет:

 цитата:
С.И.Кабанов. На дальних подступах. М.,ВИ.


Почитал. Он несколько раз упоминает командира 3 осбр при описании боев. затем констатирует факт того, что одной группе удалось добраться до Швеции. И все, больше ни каких данных о Гаврилове.

С уважением Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1929
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 14:06. Заголовок: прибалт пишет: Почи..


прибалт пишет:

 цитата:
Почитал.



Теперь Трибуца нужно почитать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1930
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Россия, Красноярск
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 14:13. Заголовок: IAM пишет: Теперь Т..


IAM пишет:

 цитата:
Теперь Трибуца нужно почитать.



И книжку Павловского "На островах". Есть на Милитере.


 цитата:
    О судьбе последних защитников Сырве я долго ничего не знал, лишь после войны удалось кое-что установить.
    Оказалось, что транспорты, увозившие оттуда остатки 46-го стрелкового и 39-го артиллерийского полков, ночью сбились с курса и пристали к какому-то шведскому острову, где и были интернированы.
    Небольшая группа бойцов и командиров, покинувшая Сырве во главе с полковником Гавриловым, повстречала в море вражеский миноносец. Произошло это уже на рассвете, и уйти им от огня противника не удалось. Гитлеровцы потопили судно.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Навечно в списках...




Сообщение: 292
Настроение: Повысилось
Зарегистрирован: 21.12.07
Откуда: Россия, На крайнем западе
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 19:50. Заголовок: Да, спутал. Вероятно..


Да, спутал. Вероятно, полные тезки. В моем талмуде значится зам.
командира полковник Ключников Николай Федорович, зам. командира, освобожден из плена в 1945 г.

Roma locuta, causa finita Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 195
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 22:45. Заголовок: Есть статья об интер..


Есть статья об интернированных в Щвеции



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1108
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 23:55. Заголовок: CM6 Спасибо. Ну вот ..


CM6 Спасибо. Ну вот все вроде определилось. Вероятно Гаврилов все таки действительно утонул во время перехода в Швецию.

С уважением Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1
Зарегистрирован: 11.09.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.11 11:28. Заголовок: Оживляя эту тему, пр..


Оживляя эту тему, предлагаю на всеобщее внимание свой материал по ней:

2011 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)

СУДЬБА ПОЛКОВНИКА ГАВРИЛОВА
(извлечение из главы "В Швецию не попали... В Швеции никогда не были..." рукописи "Мы идём в Швецию!", находящейся ныне в работе)

"…Оборона острова Эзель (Сааремаа) заканчивалась. В ночь с 2 на 3 октября 1941 года от причала пристани Мынту (Менто), что на восточном берегу полуострова Сворбе (Сырве) отошли 4 советских торпедных катера типа «Г-5». На их борту на соседний остров Даго (Хийумаа) ушли 152 советских военнослужащих во главе с командующим всей обороной Моонзундского архипелага Комендантом Береговой обороны Балтийского района Краснознамённого Балтийского флота генерал-лейтенантом береговой службы Алексеем Борисовичем Елисеевым. Однако в Мынту оставался ещё один, последний катер этого типа…
…Торпедный катер № 154 не ушёл с Эзеля не вследствие «особой заботы» Коменданта БОБР КБФ об остающихся там многочисленных защитниках острова, а только потому, что на тот момент по своему техническому состоянию был просто не в состоянии выйти в море. В ночь со 1 на 2 октября 1941 года, находясь в поиске в Рижском заливе, он потерял сначала «ведомого» - однотипный катер № 67, а затем и ориентировку, в результате чего потерпел аварию на прибрежных камнях полуострова Сворбе. Спустя три с половиной десятилетия тогдашнее состояние корабля после его возвращения на базу в Мынту описал по памяти очевидец – старшина 1-й статьи, старшина группы мотористов ещё одного торпедного катера – № 164 – Валентин Сергеевич Камаев. В вышедших в свет в 1977 году в ленинградском «Лениздате» его мемуарах «На торпедном катере», на 66-й - 67-й страницах мы находим следующие строки: «Катер имел такой большой дифферент на корму, что вода плескалась в жёлобах торпедных аппаратов. После подъёма катера все увидели, что винты погнуты, кронштейн правого гребного вала вырван из днища вместе с обшивкой корпуса, гребной вал погнут. Авария тяжёлая. … До полудня совместными усилиями всех экипажей удалось снять винты и вал… Кузьмин [Ф.А.Кузьмин - старшина 2 статьи, командир отделения мотористов – тогдашний подчинённый автора мемуаров] и я были брошены на заделку дыры в днище. Работая вдвоём в страшной тесноте кормового отсека, сбивая в кровь руки, мы срубили молотком и зубилом головки заклёпок и разобрали изуродованную коробку жёсткости. После этого расчистили место на днище, установили заплату – стальной лист на парусиновой подкладке, просверлили вручную отверстия и закрепили заплату шестью болтами. Таким образом был подготовлен фронт работ для установки кронштейна. … [Мы] собирали левую валолинию и ставили заклёпки на заплату. Ремонт левого винта, таким образом, заканчивали, а правого только начинали. Старший техник-лейтенант Пётр Николаевич Агеев [механик отряда торпедных катеров П.Н.Агеев в действительности имел звание военно-технического состава «воентехник 1-го ранга», соответствующее общефлотскому «старший лейтенант»], руководивший всеми работами, рассчитывал ввести в строй левую валолинию, чтобы дать возможность катеру хотя бы под одним мотором покинуть Мынту».
По воспоминаниям того же В.С.Камаева, около часа ночи 3 октября командир 2-го дивизиона торпедных катеров капитан-лейтенант Александр Николаевич Богданов, «увидев командира ТКА-154 старшего лейтенанта Ткаченко, громко сказал: «Экипажу и ремонтникам во главе с механиком Агеевым – продолжать ремонт!» Алексей Никифорович [Ткаченко] растерянно ответил: «Есть…». Так мы расстались с товарищами, которых больше уже не увидели», - заканчивает описание этого эпизода В.С.Камаев. Что удалось сделать экипажу катера Ткаченко и ремонтникам Агеева за остающиеся в их распоряжения последующие 7 часов, так и останется навсегда неизвестным…"

Продолжение следует!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2
Зарегистрирован: 11.09.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.11 11:29. Заголовок: "…Бывший начальн..


"…Бывший начальник 1-го (оперативного) отделения-заместитель начальника (с 14 сентября 1941 года – начальник) Штаба БОБР КБФ майор Иван Петрович Шахалов 11 сентября 1966 года в письме сыну своего помощника по оперативной и боевой подготовке капитана Николая Юрьевича Корсакова – Артуру Николаевичу Корсакову –сообщает, в частности, следующее: «3 октября оставшийся один неисправный ТК [здесь и далее – торпедный катер] обещали ввести в строй. На нём [было] намечено вывезти командиров штаба БОБР’а, командование 3 ОСБ [здесь и далее – 3-й отдельной стрелковой бригады] и базы ТК. Отход катера [был] назначен на 22.00 3/Х. К 20.00 на пр[иста]ни Мынту скопилось до 50 человек командного состава стр[елковых] частей. Катер был не готов, взять на борт мог [только] 15 – 20 человек. Что могло произойти при посадке! Я вызвал по телефону к[оманди]ра 315[-й отдельной] береговой [артиллерийской] батареи капитана Стебеля А[лександра] М[оисеевича] и отдал распоряжение: … на пристань Мынту выслать три грузовых автомашины. На них и был отправлен командный состав стр[елковых] частей на свои позиции. Вместе с ними и я уехал на командный пункт БОБР’а. ... Утром на КП прибыл Ваш отец и капитан-лейтенант Матвеев А.М. От них я узнал, что катер ушёл на рассвете с командованием 3 ОСБ и личным составом базы ТК. Из командиров штаба БОБРа и 3 ОСБ на борт никто принят не был»…
…По данным военно-морского историка капитана 1-го ранга в отставке Юрия Ивановича Чернова, «около 8 часов утра оставшийся на Мынту полковник Гаврилов приказал командиру катера № 154 заводить моторы и выходить в море». По показаниям советских военнослужащих, взятых в плен на полуострове Сворбе, всего на борту катера находилось 17 человек, которых немцы определили как «большевистских комиссаров». На самом деле, кроме 6 штатных членов команды катера, на его борт поднялось командование 3-й отдельной стрелковой бригады БОБР КБФ – комбриг полковник Пётр Михайлович Гаврилов, два батальонных комиссара – военком Иван Васильевич Кулаков и начальник Политотдела Василий Александрович Батраков, начальник Инженерной службы капитан Зиновий Моисеевич Гинзбург и начальник Особого отдела лейтенант госбезопасности Владимир Николаевич Морозов.
Вот, что вспоминал об этом впоследствии бывший помощник начальника 1-й (оперативной) части Штаба бригады капитан Дмитрий Николаевич Балыков: «Для этой цели [эвакуации] был прислан один катер МО [армейский офицер путает торпедный катер с малым охотником за подводными лодками]. Так как катер имел незначительную вместимость, полковник Гаврилов подозвал меня и приказал: «Первым рейсом едут: он, начальник политотдела, старший политрук [на самом деле – лейтенант госбезопасности] – начальник особого отдела Морозов, начальник инженерной службы капитан Гинсбург [Гинзбург], командир 46-го полка майор Марголин, комиссар того же полка, командир 39-го артполка подполковник Анисимов, комиссар того же полка и кое-кто из медработников…». Его уточняет бывший начальник 2-й (разведывательной) части Штаба 3-й отдельной стрелковой бригады капитан Иван Яковлевич Двойных: «… лишь на рассвете 3 октября 1941 г[ода], из-за неисправности катера, отходил на торпедном катере командир бригады полковник Гаврилов», а вместе с ним «комиссар бригады, полковой комиссар Кулаков, начальник политотдела бригады Батраков, начальник особого отдела Морозов, начальник инженерной службы капитан Гинсбург и человек пять женщин». 18 февраля 1966 года тот же Двойных уже определённо писал, что вместе с 5 перечисленными офицерами на борт катера поднялись некие «5 женщин». Точное соответствие этих цифр нас удивлять не должно…
…Учитывая, что, по меньшей мере, трое из пяти вышеперечисленных офицеров – комбриг и оба комиссара – ещё в конце июня эвакуировали свои семьи с острова Эзель в далёкий тыл, вглубь СССР, то ясно, что И.Я.Двойных под этими «5 женщинами» имел в виду пресловутых «походно-полевых жён» (как называли в годы войны «боевых подруг» своих командиров их «неженатые» таким образом подчинённые)… Слова Гаврилова в передаче Балыкова – «кое-кто из медработников», ясно говорят о том, что эти «ППЖ» служили в бригаде военными врачами или медсёстрами, однако, так как полных списков медицинского состава 3-й бригады в архивах не сохранилось, предположить, как их всех звали, нам не удастся. Впрочем, за одним исключением…
…Известно, что, по меньшей мере, один из пассажиров катера – военком бригады батальонный комиссар Иван Васильевич Кулаков – был ранее серьёзно ранен и прибыл «на эвакуацию» в Мынту из стен 119-го отдельного подвижного полевого госпиталя (119 ОППГ) своего соединения. Поэтому мы можем предположить, что его сопровождала служащая именно этого медико-санитарного подразделения 3-й отдельной стрелковой бригады. Из известных нам ныне поимённо женщин-военных медиков 119 ОППГ, точно не установлена судьба лишь одной-единственной:
Корнилович Надежда Григорьевна – вольнонаёмная гражданская служащая РККА (воинского звания не имела), старший лаборант госпиталя (родилась в 1913 году, украинка, из служащих, беспартийная, на службе в РККА с 31 декабря 1939 года, переведена в 119 ОППГ из Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова (Ленинград) в апреле 1941 года, официально числится пропавшей без вести на острове Эзель в том же году).
Поэтому, по нашему мнению, можно с большой долей вероятности предположить, что именно Н.Г.Корнилович сопровождала батальонного комиссара И.В.Кулакова в его последнем плавании…
…Ю.И.Чернов называет ещё одного пассажира торпедного катера – «капитан 3-го ранга Фадеев», однако абсолютно никаких указаний на человека с такой фамилией и таким воинским званием в списках командного состава Краснознамённого Балтийского флота нет. Возможно, что он опирался на данные того же Шахалова, который в уже цитированном нами выше письме сообщает, что «эвакуацию готовил пом[ощник] коменданта береговой обороны капитан III ранга Фаддеев». Однако мы можем предположить, что Ю.И.Чернов просто принял за некого «капитана 3-го ранга Фадеева/Фаддеева» созвучного с ним по фамилии другого военного моряка, о котором будет сказано ниже".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 3
Зарегистрирован: 11.09.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.11 11:30. Заголовок: "В 1989 году в т..


"В 1989 году в таллиннском издательстве «Ээсти Рамаат» вышла в свет книга воспоминаний ещё одного ветерана-балтийца Виталия Алексеевича Бушуева «Торпедные катера в боях за Прибалтику». В ней на страницах 43-й и 46-й тогдашний старшина 1-й статьи-катерный боцман (а «по совместительству» - «неосвобождённый» секретарь первичной организации ВЛКСМ 2-го дивизиона торпедных катеров) писал по поводу интересующего нас эпизода следующее: «На … катере старшего лейтенанта А.Н.Ткаченко ещё продолжались ремонтные работы. Его передали в распоряжение полковника П.М.Гаврилова, руководившего обороной полуострова. … Пройдёт время, и мы узнаем, что в ту ночь [по тексту книги – с 4 на 5 октября] дивизион потерял и торпедный катер старшего лейтенанта А.Н.Ткаченко. На нём последними уходили из Мынту полковник П.М.Гаврилов, руководивший обороной полуострова Сырве, военком стрелковой бригады батальонный комиссар И.В.Кулаков и группа командиров. Катеру не удалось прорваться в море сквозь заслон вражеских кораблей. Его экипаж погиб в бою с вражеским миноносцем». Ранее, ещё в 1963 году в вышедшей в московском Военном издательстве Министерства Обороны СССР в серии «Военные мемуары» своей книге воспоминаний бывший начальник Особого отдела БОБР КБФ старший политрук Михаил Петрович Павловский напишет: «Небольшая группа бойцов и командиров, прокинувшая Сырве во главе с полковником Гавриловым, повстречала в море вражеский миноносец. Произошло это уже на рассвете, и уйти им от огня противника не удалось. Гитлеровцы потопили судно» (Отметим здесь лишь, что как показано выше, никаких «бойцов» на «сто пятьдесят четвёртом» не было – лишь «командиры» со своими «ППЖ», а торпедный катер – это не «судно», а малый боевой корабль).
Сама версия о потоплении катера № 154 немецким миноносцем возникла ещё в ходе борьбы за Моонзундский архипелаг. По нашему мнению, она является несостоятельной, так как в указанное время все без исключения корабли этого класса (Torpedoboote) из состава Кригсмарине (Kriegsmarine) находились весьма далеко от вод, омывающих острова. В документах времён войны мы находим ещё более невероятную во всех отношениях версию гибели торпедного катера № 154: ещё 3 октября он был потерян «по неизвестной причине» в районе острова Даго при переходе оттуда на Ханко! Фразой «В базу не прибыл» венчается эта информация на 322-й странице изданного в 1959 году в московском Военном издательстве Министерства обороны СССР справочника «Потери боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг.», аж до 1992 года продолжавшего носить гриф «секретно».
На самом же деле торпедный катер № 154 старшего лейтенанта А.Н.Ткаченко стал жертвой немецкой авиации. Об этом вспоминал уже цитированный выше И.Я.Двойных: «С выходом катера в море на него навалились мессершмитты, катер загорелся и погиб». А вот что пишет о его судьбе тот же Ю.И.Чернов: «Утром того же дня наши бойцы от маяка [Сырве] видели, как в Ирбенском проливе два вражеских самолёта атаковали какой-то катер. Скоро густой чёрный дым опутал его. Когда поредевшее облако поднялось над водой, ни людей, ни обломков уже не было заметно»…
Баталист и маринист, полковник в отставке Юрий Александрович Виноградов в своём «романе-хронике» «Рубеж прикрытия», вышедшем в свет в 1987 году в московском издательстве ДОСААФ СССР, гораздо более художественно и подробно описывает этот трагический боевой эпизод глазами командира знаменитой 315-й отдельной береговой артиллерийской батареи БОБР КБФ капитана Александра Моисеевича Стебеля:
«Стебель открыл глаза и увидел краснофлотца Освянникова [Владимир Яковлевич Овсянников служил дальномерщиком взвода управления огнём 315-й батареи]. …
- Торпедный катер подходит к Ирбену.
Стебель торопливо оделся и поднялся на деревянную вышку запасного командного пункта. Наступало хмурое осеннее утро. Внизу ветер раскачивал вершины деревьев. Ирбенский пролив был затянут ещё серой предутренней пеленой.
- Где катер?
- В стереотрубу поглядите.
Стебель приник к окулярам и с трудом уловил белёсый бурун, точно шар, катящийся по поверхности пролива.
- Быстро связывайтесь с Менту, Овсянников, - приказал Стебель.
Овсянников закрутил ручку полевого телефона.
- Алло, говорит капитан Стебель… Кто ушёл на торпедном катере?
- Полковник Гаврилов.
Стебель отдал Овсянникову трубку, снова приник к окулярам. Белый шар катился по центру пролива. Последний корабль с командиром 3-й отдельной стрелковой бригады на борту покидал осаждённый Церель. …
Торпедный катер между тем миновал Ирбенский пролив и устремился в открытое море. Видимость улучшилась. Стебель заметил над катером три точки. Так и есть, немецкие истребители. Огромный столб дыма поднялся в том месте, где только что был виден бурун. «Подожгли, стервятники», - пожалел идущих на катере людей Стебель.
Дым над торпедным катером постепенно исчезал, а вскоре на фоне тёмного неба растворился совсем. Истребители сделали победный круг над пустынной поверхностью моря и скрылись за горизонтом.
Стебель отошёл от стереотрубы…».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 4
Зарегистрирован: 11.09.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.11 11:31. Заголовок: "В вышедшем в 19..


"В вышедшем в 1994 году во Львове справочнике Сергея Вадимовича Богатырёва «Потери боевых кораблей и катеров ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» на 11-й странице указано, что торпедный катер № 151 (так с 7 сентября в документах штаба флота официально именовался «сто пятьдесят четвёртый») был потоплен (почему-то 5 октября, а не 3-го, как в действительности) на «выходе из Ирбенского пролива» двумя самолетами Ме-109. К этому дню из истребительных подразделений Люфтваффе в небе Моонзунда действовала только Оперативная (1-я) эскадрилия учебной авиационной группы 54-й истребительной авиационной эскадры «Зелёное сердце» 1-го воздушного корпуса (Einsatzstaffel (1.) des Erganzungsjagdgeschwaders 54. «Grünherz» (Einsatz-St.(1.)/Erg.Gr./J.G.54) der I. Fliegerkorps), как раз имевшая на вооружении «Мессершмитты Бф-109» модификаций Е-7, Ф-1 и Ф-2 (Bf 109 E-7, F-1, F-2). Однако ни один из подчинённых её командира эскадрилии обер-лейтенанта Л.Эггерса (Oberleutnant L.Eggers) не претендует на потопление 4 октября 1941 года в Ирбенском проливе советского торпедного катера. Нет указания на него и в списках побед действовавших здесь в это же время пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-88» из составов 506-й и 806-й береговых авиационных групп (Küstenfliegergruppe 506. (KFl.Gr.506) и Küstenfliegergruppe 806. (KFl.Gr.806.) подполковника В.Шварца (Oberstleutnant W.Schwarz) и майора Р.Линке (Major R.Linke) соответственно. Так что из немецких лётчиков на данную победу могут претендовать только пилоты 125-й морской разведывательной авиационной группы (Seeaufklarungsgruppe 125. (Seeaufkl. Gr. 125; SAGr 125.) подполковника Г.Кольбе (Oberstleutnant G.Kolbe), имевшей на вооружении гидросамолёты «Арадо Ар-95 А-1» (Ar 95 A-1), «Арадо-196 А-3» (Ar 196 A-3), «Хейнкель Хе-60 Ц/Д» (He 60 C/D) и «Хейнкель Хе-114» модификаций А-2 и Б-1 (He 114 А-2, В-1), действовавшие, конечно, не тройкой, а парой. Не стоит удивляться, что такие в принципе маломанёвренные и тихоходные машины морской авиации, как базовые поплавковые гидросамолёты, смогли сначала догнать, а затем успешно атаковать и, в конце концов, уничтожить советский торпедный катер. Дело в том, что «сто пятьдесят четвёртый», несмотря на то, что не прослужил на флоте ещё и полных трёх лет, по воспоминаниям уже цитировавшегося выше В.С.Камаева, «числился неисправным» ещё даже до описанной в начале этой главы аварии. Оперативный ремонт его в течение суток силами береговых мастерских даже в самом лучшем случае (введение в строй обеих линий вала), конечно, не мог вернуть катеру скорость «по формуляру» в 52 узла. В результате повреждённый корабль в случае встречи с численно превосходящим воздушным противником (как это и произошло) был заранее обречён…
…Нами точно установлены имена следующих советских военнослужащих, погибших утром 3 октября 1941 года на выходе из Ирбенского пролива в открытое Балтийское море на борту торпедного катера № 154:
Гаврилов Пётр Михайлович – полковник, командир 3-й отдельной стрелковой бригады (о нём более подробно см. ниже),
Кулаков Иван Васильевич - батальонный комиссар, военный комиссар 3-й отдельной стрелковой бригады (родился 13 августа 1906 года в селе Ждамирово, ныне – Хмелёвского сельского поселения Сурского муниципального района Ульяновской области Российской Федерации, русский, член ВКП(б) с 1927 года, ближайший родственник - жена Филиппова А.И., проживавшая в эвакуации по месту рождения мужа, после возвращения оттуда – в общежитии по адресу: Москва, Большая Пироговская улица, дом 51, комната 478),
Батраков Василий Александрович – батальонный комиссар, начальник Отдела политической пропаганды 3-й отдельной стрелковой бригады (родился в 1908 году в Оренбурге, ныне – Оренбургской области Российской Федерации, русский, член ВКП(б), ближайший родственник – жена Батракова Клавдия Семёновна, проживавшая в эвакуации по адресу: РСФСР, Чкаловская область, город Чкалов, улица Максима Горького, дом 49; увековечен в Книге Памяти Оренбургской области (том 1, страница 57) как «капитан» (?!; звание военно-политического состава «батальонный комиссар» соответствует общевойсковому «майор»),
Гинзбург Зиновий Моисеевич – капитан, начальник Инженерной службы 3-й отдельной стрелковой бригады (родился 16 мая 1909 года в городе Невеле, ныне – городское поселение Муниципального образования «Невель» Невельского муниципального района асковской области российской Федерации, еврей, из служащих, член ВКП(б) с 1938 года),
Морозов Владимир Николаевич – лейтенант госбезопасности, начальник Особого отдела 3-й отдельной стрелковой бригады (родился в 1910 году в селе Марково, ныне – одного из муниципальных районов (Кувшиновского, Лихославльского или Сонковского) Тверской области Российской Федерации, русский, член ВКП(б), увековечен в «Книге Памяти сотрудников органов контрразведки, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» как погибший «в октябре 1941 года в районе острова Эзель» (страница 320).
Кроме них, вместе со своим кораблём погибли и все 6 членов последнего экипажа торпедного катера № 154:
Ткаченко Алексей Никифорович - старший лейтенант, командир катера и 2-го звена 3-го отряда 2-го дивизиона Бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота (родился в 1910 году в селе Деркачи, ныне – город Дергачи Дергачского района Харьковской области Украины, украинец, из рабочих, кандидат в члены ВКП(б) (кандидатская карточка № 3406542) с 1933 года, выпускник Военно-морского Краснознамённого училища имени М.В.Фрунзе 1937 года, ближайший родственник – жена Ткаченко Мария Петровна, проживавшая в Дергачах по адресу: улица Петровского, дом 66),
Бакуров Николай Михайлович – главный старшина, старшина группы радистов (родился в 1914 году в селе Щербаново, ныне – Ливенского муниципального района Орловской области Российской Федерации, русский, из рабочих, член ВКП(б) (партийный билет № 3133030), призван на флот в 1936 году Орловским областным военным комиссариатом, родители – Бакуровы Михаил Анисимович и Евдокия Ильинична, проживавшие на его родине),
Семёнов Николай Павлович - старшина 1-й статьи, старшина группы мотористов (родился в 1914 году в Санкт-Петербурге, Россия, русский, из рабочих, член ВЛКСМ, призван на флот в 1936 году Володарским районным военным комиссариатом Ленинграда, родители – Семёнов Павел Семёнович и Семёнова П.М., проживавшие по адресу: Ленинградская область, посёлок Саблино, Коммунарская улица, дом 2),
Вопиловский Александр Александрович - старшина 1-й статьи, катерный боцман (родился в 1915 году в деревне Малеевка, ныне – Вологодской области Российской Федерации, русский, из рабочих, член ВКП(б) (партийный билет № 4098834), призван на флот в 1937 году Великоустюгским районным военным комиссариатом Вологодской области, ближайший родственник – отец Вопиловский Александр Тимофеевич, проживавший на его родине),
Комисаренко Афанасий Васильевич – старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов (родился в 1917 году на станции Понятовка, ныне – Понятовского сельского поселения Шумячского муниципального района Смоленской области Российской Федерации, русский, из рабочих, беспартийный, призван на флот в 1938 году Херсонским районным военным комиссариатом Херсонской области УССР, ближайший родственник – жена),
Сапун Михаил Анисимович – старший краснофлотец, старший моторист (родился в 1919 году в неуказанном в документах населённом пункте на территории нынешнего Дымерского района Киевской области Украины, украинец, из рабочих, член ВЛКСМ (комсомольский билет № 10000565), призван на флот в 1939 году Дарницким районным военным комиссариатом Киевской области УССР),
Ильин Николай Михайлович (?) - краснофлотец, моторист (персональные данные в документах не выявлены).
Ещё одним военным моряком, о котором мы уже упоминали выше, находившимся на борту торпедного катера № 154 в его последнем походе, являлся отрядный механик, под руководством которого катер был введён в строй:
Агеев Пётр Алексеевич – воентехник 1-го ранга (родился в 1908 году, из рабочих, беспартийный, официально числится пропавшим без вести в 09.1941, но фактически был жив по состоянию на 03.10.1941).
Вечная память всем погибшим!"


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 7
Зарегистрирован: 11.09.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.11 11:33. Заголовок: "…Единственным, ..


"…Единственным, кто до недавнего времени усомнялся в гибели всех находившихся на торпедном катере № 154, был Игорь Григорьевич Алепко – ветеран морского флота, историк-любитель, автор вышедшей в 2008 году в Сосновом Бору книги «Краснознамённый Балтийский флот. Очерки. Хроника». Так на её 44-й странице мы с удивлением читаем о том, что «часть находившихся на катере людей попала в плен». Очевидно, для большей убедительности автор ещё и на 148-й странице пишет, что «часть его [катера] пассажиров попала в плен». При этом саму гибель катера Алепко во втором случае относит к 4 октября, а в первом – аж к 6-му! Не смог до конца разобраться автор и с тем, кто именно находился на борту катера: согласно тексту на 44-й странице, в море вышли «полковник Гаврилов и комиссар бригады с группой бойцов», а на 148-й – «командир бригады полковник П.М.Гаврилов и военком И.В.Кулаков … с группой командиров» (впрочем, подобными «историческими откровениями» и нестыковками автора «с самим собой» эта книга буквально переполнена…).
Однако совсем недавно к этому любителю присоединился ещё один (точнее – любительница) – Марина Леонидовна Кондратова – внучка бывшего начальника артиллерии 3-й отдельной стрелковой бригады подполковника Дмитрия Михайловича Гордеева, изменившего Родине и Военной Присяге и перешедшего на сторону врага, где он командовал украинским охранным батальоном. На Интернет-сайте, целиком посвящённом 3-й отдельной стрелковой бригаде, где М.Л.Кондратова является «Администратором», она опубликовала вот здесь - http://3osbr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=62:2011-05-29-19-46-55&catid=34:2011-03-20-21-55-35&Itemid=60 - следующую биографию комбрига П.М.Гордеева (текст в квадратных скобках - наш):
«Командир 3-ей отдельной стрелковой бригады 8[-й] Армии, полковник, [звание присвоено] пр[иказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР за] № 01378 [за] 1938 г[од].
Род[ился] 29.01.1901 в г[ороде] Колпино, Ленинградской обл[асти РСФСР; на момент рождения П.М.Гаврилова село Колпино ещё не являлось городом, ныне – город Колпинского района города федерального значения Санкт-Петербург, Российская Федерация,] русский, служащий[,] из рабочих.
Член ВКП(б) с 1927 [года], п[артийный] б[илет за №] 1973585, в других партиях не состоял.
Образование: сельская школа г[орода] Колпино, [окончил в] 1913 г[оду];
Вступил в РККА 26 октября 1919 [года и в дальнейшем служил]:
10.1919. [-] Отдельная караульная команда, Детское село [Детское Село], красноармеец;
06.1920. [-] 10-я [10-й] отдельный запасный стрелковый полк, Ленинград [в 1914 – 1924 годах этот город назывался «Петроград»], красноармеец;
12.1920. [-] 8-я Ленинградская [Петроградская] пехотная школа, курсант;
11.1923. [-] 31-й стрелковый полк, командир отделения;
04.1924. [-] 31-й стрелковый полк, командир взвода;
10.1926. [-] 31-й стрелковый полк, командир роты;
10.1927. [-] 32-й стрелковый полк, командир роты;
01.1931. [-] 48-й стрелковый полк, командир батальона;
02.1932. [-] Ленинградские бронетанковые курсы, слушатель, [зачислен] пр[иказом по] РВС СССР [за] № 00531;
09.1932. [-] 56-я стрелковая дивизия[,] начальник автобронетанковой службы дивизии;
06.1938. [-] 33-я стрелково-пулемётная бригада 7[-го] механизированного корпуса, помощник командира бригады;
20.07.1940. [-] 3-я отдельная стрелковая бригада, командир бригады, [назначен приказом] НКО пр. № 03296.
В 1941 г[оду] пропал без вести [(числится таковым с] 21.10.1943 [по приказу] ГУК [РККА за] № 01748\пр.[)]
«Пропал без вести в 1941 [году]» [(числится таковым по директиве] ГУФУ [РККА за] № 0177 [от] 02.06.1943;
«Пропал без вести с сент[ября 19]41 [года]» [числится таковым по приказу] ГУК НКО [зв] № 01741/пр. [от] 21.10.1943[)].
08.02.1946. [-] Начальник военной кафедры Московского института инженеров коммунального строительства, [назначен приказом по] ГУК [РККА за] № 9
14.06.1948 г[ода -]. Уволен в отставку по ст[атье] 43[-й КЗОТ ТСФСР] (по болезни) с правом ношения военной формы с особыми отличительными знаками на погонах пр[иказом за №] 01176
Награды: Юбилейная медаль ХХ лет РККА – 1935г[од; так как данная медаль была учреждена Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР только 24 января 1938 года, то полковник П.М.Гаврилов никак не мог быть награждён ей ещё в 1935-м!]; Орден «Красного Знамени» - 1940г[од].
Характеристике на карточке: «Политически развит, идеологически выдержан. Своим товарищеским отношением смог заслужить авторитет среди подчинённых. К работе подчинённых относится самокритично. Преданный член партии Ленина – Сталина.»
Парт[ийных] взысканий не имеет.
Женат [на Гавриловой Татьяне Михайловне, проживавшей в период Великой Отечественной войны в эвакуации по адресу: Казахская ССР, Северо-Казахстанская область, Пресновский район, деревня Пресновка, Кооперативная улица, дом 29]».
(В учётно-послужной карточке, откуда на указанном сайте были приведены данные сведения, почему-то не было отражено, что до войны полковник П.М.Гаврилов окончил Курсы усовершенствования командного состава Красной Армии.)
При обсуждении данной информации на «Военно-историческом форуме» М.Л.Кондратова вот здесь - http://vif2ne.ru/rkka/forum/2/co/82807.htm - так прокомментировала процитированную нами выше информацию со своего сайта: «Интерес представляет судьба комбрига полковника Гаврилова, который до последнего времени считался погибшим при попытке отхода первого эшелона (катер потопили). На самом деле - судьбы его совершенно иная, что в новом свете выставляет многие события боевых действия на о[с]тровах и дальнейшее описание судеб участников обороны». Во всём изложенном нами выше отобразилась неспособность «Администраторши» сайта критически подойти к содержащейся в документах информации и неумение проанализировать её. Ибо две последние записи о прохождении службы полковником Петром Михайловичем Гавриловым (за 1946 и 1948 год) не имеют к бывшему командиру 3-й отдельной стрелковой бригады ровно никакого отношения! Речь идёт об обычной писарской ошибке, когда очередные записи о живом офицере с таким же званием и полностью совпадающими Ф.И.О. (весьма распространёнными) были ошибочно внесены на карточку погибшего. В противном случае возникает целый ряд вопросов: как спасся (или кем был спасён) полковник Гаврилов из холодной октябрьской воды Ирбенского пролива вдалеке от берега, где и как он провёл последующие три с половиной года до окончания войны (если известно, что реально ни в спасительной Швеции, ни в немецком плену его в 1941 – 1945 годах не было) и т.п. …"


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 54 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 50
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет