On-line: Tora, гостей 2. Всего: 3 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются. Последователи резунистских псевдотеорий мимо...

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 1142
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.14 22:02. Заголовок: Боевые действия на Севере


Тема создана для рассмотрения разных эпизодов на морскую тему в Заполярье.

Начнем-с.

В прекрасной книге А.А.Сергеева "Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942" есть такой эпизод:

"19 ноября 1941 года в 09-00 из Киркенеса к советским берегам вышла очередная германская подводная лодка. Это была U-578, совершавшая свой первый боевой поход под командованием корветтен-капитана Ревинкеля (Ernst-August Rehwinkel). Утром 20 ноября она достигла мыса Святой Нос и приступила к поиску кораблей противника. Лодка шла в надводном положении под обоими дизелями со скоростью 10 узлов. Командир и старший штурман вели наблюдение за побережьем в зенитный перископ, так как с мостика разглядеть что-либо было невозможно. В 06.35 по пеленгу 240° им удалось обнаружить силуэт транспортного корабля. Ревинкель объявил боевую тревогу и приказал погрузиться на перископную глубину. В 06.50 акустик доложил о шумах винтов, пеленг на которые все время изменялся. Вначале он составлял 260°, затем 270° и 285°. Транспорт шел курсом вест, прижимаясь к самому берегу. Вскоре он скрылся из видимости, а шумы его винтов постепенно затихли.
Всю первую половину дня U-578 маневрировала на перископной глубине вблизи Святоносского залива. В течение этого времени кораблей противника обнаружить не удалось, хотя видимость была исключительно хорошей. В 13.52 лодка всплыла в надводное положение. Уже начинало смеркаться, но до наступления полной темноты оставалось еще два часа. Ревинкель, разочарованный бесплодными поисками, решил сменить район боевых действий. Вначале лодка совершила переход к мысу Городецкий, а в полночь изменила курс и пошла по направлению к п-ову Канин.
Утром 21 ноября U-578 достигла намеченной цели и находилась в пяти милях от мыса Канин Нос в надводном положении. Небо заволокло тучами и видимость резко сократилась. Волнение моря не превышало 4 баллов. В 09.35 по пеленгу 280° сигнальщики заметили рыболовный траулер, который, очевидно, выполнял функции дозорного корабля. Он неожиданно выскочил из тумана и находился на дистанции 4000 метров. U-578 срочно ушла под воду, стараясь занять удобную позицию для атаки. В этот момент акустик доложил, что слышит шумы винтов двух кораблей. Первый находился по пеленгу 320°, а второй 140°. Ревинкель, озадаченный таким сообщением, решил не спешить с атакой. Он предположил, что над лодкой находятся два патрульных корабля. Пока германский командир пытался разобраться в ситуации, шумы винтов неожиданно стихли. Затем один из кораблей вернулся к лодке, совершил ряд странных маневров и вновь ушел в неизвестном направлении. В 13.30 U-578 всплыла в надводное положение и провела остаток дня, всю ночь и весь следующий день в безуспешных поисках противника.
23 ноября лодка продолжала маневрировать в надводном положении вблизи мыса Канин Нос. В 16.50 вахтенный офицер доложил: "Тень впереди слева по борту". Немедленно была объявлена боевая тревога. Все подводники заняли свои боевые посты. U-578 довернула на обнаруженную цель и приготовилась к атаке. Но германского командира вновь ждало разочарование. В 17.14 выяснилось, что вахтенный офицер ошибся и принят за силуэт корабля обычную скалу. Эта ошибка едва не стала роковой. Промеры лотом показали, что лодка выскочила на мелководье и глубина под килем не превышает 20 метров. U-578 резко изменила курс и стала уходить из опасного района.
Утром 25 ноября лодка находилась в точке с координатами Ш= 68° 15,8' N Д= 40° 36' Е. Она следовала в надводном положении к мысу Святой Нос. Было еще очень темно. Дут зюйд- зюйд-вестовый ветер силой 4 балла. Волнение моря составляло 3 балла. Решение вернуться к Иоканьге германский командир принял накануне, когда понял, что дальнейшее пребывание у п- ова Канин не имеет смысла. Он сдал вахту старшему штурману и пошел отдыхать.
В 05.10 Ревинкель услышал сигнал боевой тревоги. U-578 повернула на курс 270° и застопорила ход.* Выскочив на мостик, германский командир обнаружил на траверзе левого борта на дистанции около 500 метров стремительно приближающийся вооруженный траулер. Он приказал дать левой машине малый вперед, переложить руль право на борт и подготовить к выстрелу торпедный аппарат №-5. Если бы задуманный маневр удался, U-578 оказалась бы обращена к противнику кормой и имела бы узкий силуэт. Однако германских подводников продолжали преследовать неудачи. Прежде чем лодка успела повернуть на правый борт, заглох левый дизель. Выяснять причину не было времени, тем более, что машинное отделение не отвечало на запросы. Пришлось срочно переключиться на электромоторы, подготовив лодку к погружению. В 05.17 траулер подошел на дистанцию 150 метров и открыл артиллерийский огонь. К этому времени U-578 практически завершила маневр, имея курс 345°. Ревинкель, так и не дождавшись доклада о готовности кормового торпедного аппарата, явно с опозданием отдал приказ на погружение. Задраивая за собой верхний рубочный люк, он отчетливо слышал два орудийных выстрела. Между тем лодка, двигаясь на электромоторах и имея небольшую скорость, погружалась очень медленно. На глубине 12 метров она получила резкий удар в кормовую часть и большой крен на правый борт. В центральный пост поступил доклад о сильном шуме при работе вала левого винта. Очевидно, он был деформирован в результате тарана. Левый электромотор пришлось временно застопорить. На глубине 20-30 метров раздались взрывы четырех глубинных бомб, которые не причинили U-578 никаких повреждений. Лодка успела отойти на безопасное расстояние и легла на грунт на глубине 40 метров. При осмотре корпуса выяснилось, что четвертый шпангоут левого борта сильно деформирован. Уничтожен баллон сжатого воздуха первой группы. Балластная цистерна №-1 заполняется водой несмотря на закрытые клапаны вентиляции. Для определения других повреждений, требовалось всплыть в надводное положение. Сделать это можно было лишь после удаления лишней воды. Но включить помпы мешал сторожевой корабль, маневрирующий над лодкой. Акустик внимательно следил за его действиями и когда противник удалился на расстояние 1500-2000 метров, помпы начали откачивать воду. Ревинкель не без основания считал, что с рассветом начнется противолодочный поиск и хотел покинуть опасный район до 07.30.
В 06.07 U-578 продула балластные цистерны и благополучно всплыла на поверхность. Дозорного корабля уже не было видно. После запуска дизелей вновь дал о себе знать вал левого винта. Шум от его работы был особенно сильным при больших оборотах. Пока лодка уходила с места столкновения курсом 0°, экипаж занимался осмотром верхней палубы. Он показал, что деревянный настил мостика в нескольких местах расщеплен, леерное ограждение деформировано, кормовая опора сетеотвода уничтожена, сам сетеотвод оторван и свободно болтается по палубе. Лодка имела значительный дифферент на корму. После заполнения балластной цистерны №-5, она накренилась на правый борт и подводники смогли осмотреть поврежденный корпус. Их взору предстала большая пробоина в левом борту. Теперь стало ясно, почему кормовая балластная цистерна оказалась полностью затоплена водой. К 08.00 обследование внешней части корпуса было закончено, но с рассветом обнаружилась новая проблема. U-578 оставляла за собой длинный след соляра. В темноте он не был заметен, а теперь выдавал местонахождение подводной лодки. Очевидно, при столкновении была повреждена еще и топливная цистерна.
В 08.52 Ревинкель передал командующему подводными силами в Норвегии следующую радиограмму: "В квадрате AW-2294 при погружении обстрелян сторожевым кораблем и таранен в кормовую часть. 4 глубинные бомбы. Балластная цистерна №-1 и воздушная группа №-1 вышли из строя. Шпангоут №-4 левого борта деформирован. Местоположение на 09.00 квадрат AW-2231".
В 09.45 U-578 погрузилась дня проверки работы горизонтальных рулей на перископной глубине. К ним претензий не оказалось, но вот при движении под водой малым ходом периодически возникал треск на верхней палубе. Он хорошо прослушивался акустическими средствами и мог создать подводной лодке массу проблем. Ревинкель был обеспокоен этим обстоятельством, тем более что в 11.00 за кормой на большом расстоянии раздались три взрыва глубинных бомб. Выяснить причину возникновения треска так и не удалось.
В 14.37 с борта U-578 в Норвегию ушла очередная радиограмма. В ней германский командир сообщал о невозможности дальнейшего ведения боевых действий и нахождения в открытом море. Он опасался, что оборванный сетеотвод намотается на винты или случится еще какая-нибудь неприятность. В ответной радиограмме, полученной 26 ноября в 02.05, говорилось: "Возвращайтесь в Киркенес. При подходе к Вардё дайте сообщение".
В 08.37 U-578 погрузилась на глубину 10 метров дня проверки электромоторов. В течение часа Ревинкель испытывал их работу в различных режимах и остался доволен. Лодка всплыла на поверхность и приступила к возвращению в базу. 27 ноября в 13.15 она ошвартовалась вдоль борта парохода "Sandnes" в порту Киркенеса.
_________
*Как позднее выяснилось, советский траулер CKP-25 "Бриз" неожиданно выскочил на U-578 из темноты, но вначале агрессивных действий не предпринимал. Считая, что противник не видит подводную лодку, вахтенный офицер приказал изменить курс и застопорить ход. Это решение оказалось ошибочным и привело к печальным последствиям.

Район обнаружения и атаки германской подводной лодки U-578 советским сторожевым кораблем СКР-25 25 ноября 1941 года


------***-------

24 ноября 1941 года в 19.40 сторожевой корабль СКР-25 "Бриз" (быв. рыболовный траулер РТ-58 "Спартак") под командованием старшего лейтенанта В.А. Киреева вышел из Иоканьги на линию дозора Святой Нос — Канин Нос. Всю ночь он маневрировал противолодочным зигзагом и к утру находился в точке с координатами Ш= 68° 15,8' N Д= 40° 36' Е.
В 06.13 командир отделения комендоров старшина Пой статьи А.Н. Чижов справа на курсовом 40° обнаружил силуэт корабля и доложил об этом на мостик. Вахтенный офицер лейтенант Л.М. Садиков немедленно объявил боевую тревогу и вызвал командира корабля. В 06.14 в обнаруженном силуэте была опознана подводная лодка противника, находящаяся без хода в надводном положении на дистанции 2-3 кабельтова. Оценив ситуацию, старший лейтенант Киреев приказал повернуть вправо, увеличить скорость до 10 узлов и открыть артиллерийский огонь. 76,2-мм орудие, расположенное на баке произвело по противнику четыре выстрела, два из которых по утверждению советских моряков имели прямое попадание. В 06.15 СКР-25 протаранил германскую подводную лодку U-578 в кормовую часть левого борта и протащил ее в течение минуты по ходу движения. По свидетельству экипажа сторожевика удар форштевнем был нанесен под прямым или близким к прямому углом в 3-4 метрах позади боевой рубки.* Носовой орудийный расчет отчетливо слышал шипение и видел пузыри выходящие из образовавшейся пробоины. В 06.16 СКР-25 дал полный ход назад, вырвал форштевень из корпуса подводной лодки и последняя с креном на левый борт мгновенно скрылась под водой. В 06.21 на месте погружения U-578, сторожевик сбросил три малых глубинных бомбы, а затем поставил штертогрузовую веху. Осмотр корабля показал, что поступления воды из-за борта не наблюдается, а деформация верхней части форштевня не мешает дальнейшему выполнению боевого задания. В 06.55 В.А. Киреев приказал уходить курсом 245°. С рассветом он рассчитывал вернуться к месту происшествия, чтобы подобрать обломки германской подводной лодки в качестве доказательства ее гибели.
В 08.20 СКР-25 повернул на обратный курс и через два часа вновь подошел к выставленной вехе. Советские моряки тщательным образом осмотрели поверхность моря, но так ничего и не обнаружили. В 11.35 сторожевик сбросил три малых глубинных бомбы и вскоре ушел курсом к мысу Святой Нос.** Вечером 28 ноября он получил разрешение оставить линию дозора и в 23.20 бросил якорь на Иоканьгском рейде.
__________________
* Полученные лодкой повреждения и положение кораблей в момент столкновения свидетельствуют о том, что СКР-25 нанес удар под острым углом в 20,5 метрах позади боевой рубки U-578. Шипение и пузыри, наблюдаемые советскими моряками, стали результатом повреждения кормовой балластной цистерны и баллона со сжатым воздухом. Прочный корпус подводной лодки остался не поврежденным.
** Вероятно, эти взрывы слышали на борту U-578"

Схема атаки германской подводной лодки U-578 советским сторожевым кораблем СКР-25 "Бриз” 25 ноября 1941 года


B тут на бее проскочила серия фото кого то из экипажа ПЛ.
В частности есть и фото повреждения при описанном выше событии:

Сама лодка

И Дитль с визитом на борту


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 1670
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.14 23:17. Заголовок: После этого тарана &..


После этого тарана "Бриза" у У-578 появилась собственная эмблема с рисунком этого "происшествия" и надписью "Святой Нос".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 562
Зарегистрирован: 18.01.10
Откуда: Россия, Кубинка
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.14 17:32. Заголовок: Интересует вопрос по..


Интересует вопрос по потерям техники на судах караванов PQ-17 и PQ-18. В первую очередь - количество танков. Кто-нибудь может помочь с информацией?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 123
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет