On-line: mikado 5448, гостей 3. Всего: 4 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
Авиаэксперт




Сообщение: 3751
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.14 14:40. Заголовок: Эпизод с потеряннным ТБ-3 из 1 ТБАП


На днях на Бее выложили фото "многострадального" ТБ-3 М-17ф тактический №3, на котором удалось прочесть заводской номер корабля - 22120, и наконец то удалось установить принадлежность ТБ-3. Согласно данным ЦАМО это самолет 1 ТБАП .

http://www.ebay.de/itm/2-Fotos-Russland-Flugzeug-4-Mot-Bomber-WK-II-/151249884742?pt=Militaria&hash=item2337321646

Фото этого самолета имелось много и со всех сторон, ранее он мелькал в различных фото подборках и альбомах немецких военнослужащих двигавшихся от Бреста на Минск. Несколько фото было с подписями Минск, Белосток - Минск и т.п.


Портфолио:
[/URL]
Трагичная подробность - на нескольких фото виден погибший человек, возможно один из членов экипажа...
Судя по всему самолет произвел вынужденную посадку после попадания в правую плоскость крупнокалиберного зенитного снаряда:


Дальнейшие уточнения судьбы самолета, к сожалению зашли в тупик. Дело в том что документы о потерях матчасти 1 ТБАП начинаются только с 16.08.41 года, с момента вхождения полка в состав 23 АД. До этого момента полк начиная с 20.06.41 года числился в составе ВДВ, а с 22.06 совместно с 3 ТБАП был подчинен непосредственно штабу ВВС ЗФ и куда отправлялись акты о списании непонятно.
Документов полка о потерях личного состава за лето пока так же не найдено, поэтому и по потерям личного состава прояснить ситуацию не представляется возможным...
Согласно оперативным документам 1 ТБАП полк в июне понес небольшие потери два ТБ-3 были потеряны в воздухе в ночь с 26 на 27 июня в р-не Червень и в ночь с 30.06 на 1.07 в р-не Сещи (самолет 4 АЭ), еще три на земле (28.06 в Зябровке). Вообще полк с 22.06 по 31.07 понес не большие потери 12 ТБ-3, из них в воздухе 4 и на земле 7 и один по не боевым причинам. Потерь в р-не Минска, кроме потерянного 26/27 июня самолета не зафиксировано.
Так что логичнее всего предположить что именно самолет сбитый в р-не Червень и был "наш" №22120.
Судя по фото номер 3 голубого цвета, что соответствует 2 эскадрилье.

Интересную информацию можно подчерпнуть в книге ветерана 1 ТБАП Ф.Н.Орлова, 22 июня застало его в должности командира отряда 2-й эскадрильи полка. Так согласно его мемуарам в одном из первых боевых вылетов в воздухе был подбит один из самолет его отряда командир корабля Ключников, были убиты два члена экипажа второй пилот и помощник борттехника. Несмотря на повреждения, пилоту удалось посадить самолет, но на территории уже занятой противником. Далее экипаж попытались захватить немецкие солдаты, но стрелок-радист Мерзляков и стрелок Гондусов прикрыли отход других членов экипажа, но сами при этом погибли...
К сожалению списком 1 ТБАП на 22 июня или ранее у меня нет, а в ОБД потери 1 ТБАП за июнь - июль 1941 года не учтены, поэтому проверить эту информацию сложно. В отчете 1 ТБАП указано что по состоянию на 30.07.41 года в полку числились погибшими в воздухе 2 человека + 3 пропали без вести (в их числе один штурман выпрыгнувший из самолета над целью). Таким образом кроме экипажа 2 АЭ получается погибших не было...
На сайте подвиг народа есть наградные документы на пилота Ключникова Владимира Андреевича и штурмана Вашуркина Вениамина Васильевича. В наградном штурмана есть информация что после вынужденной посадки он вывел часть экипажа в расположение своих войск...

Информация представленная мной естественно имеет характер гипотезы, но есть несколько серьезных аргументов за мою версию:
1) Наличие заводского номера четко определяющего №3 как самолет 1 ТБАП;
2) Подписи на немецких фото - Минск;
3) Номер цвета 2-й эскадрильи. Характерно что ТБ-3 командира отряда Ф.Н.Орлов имел бортовой №2 голубая;
4) Тело погибшего рядом с самолетом.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 2076
Зарегистрирован: 19.03.10
Откуда: Харьков
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.14 23:48. Заголовок: СУПЕР! :sm36: ..


СУПЕР!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 3762
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.14 00:25. Заголовок: Tora пишет: СУПЕР! ..


Tora пишет:

 цитата:
СУПЕР!



Да в том то и дело что не супер - потерь личного состава полка нет, потери самолетов начинаются с 16.08.41г. Очень мало данных к сожалению...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2082
Зарегистрирован: 19.03.10
Откуда: Харьков
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.14 15:01. Заголовок: надуться еще :sm67: ..


надуться еще

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 3777
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.14 19:23. Заголовок: Tora пишет: надутьс..


Tora пишет:

 цитата:
надуться еще



Это будет очень непросто...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.14 22:53. Заголовок: Спасибо за фото ТБ-3..


Спасибо за фото ТБ-3. Скорее всего это самолёт не Ключникова. На книгу Ф.Н.Орлова не стоит ссылаться, как на достоверный источник, это больше художественное произведение. Более точнее написано в книге Щапова Е. и Гастелло В. "ТБ-3 вступают в бой". Книга готовилась на основе воспоминаний и архивных данных. Скорее всего это ТБ-3 Орлова Г.И. Вот как описывается этот случай у Щапова: "В другой группе в эту ночь не обошлось без потерь Над целью в районе г.Червень истребителем был подожжен самолет, где командиром был Г.Орлов, на правом сиденье - комиссар АЭ П.Морозов, штурман Д.Козенко, борттехник В. Попов, пом.борттехника П. Акимов и 3 стрелка. К-сожалению, не всем удалось спастись на парашютах. Попов был убит во время атаки истребителя. Парашют Акимова загорелся, и он, не желая сгореть заживо, выбросился без парашюта. 26 июня 1941 года запомнился всему личному составу не только тем, что полк произвел первый боевой выпет ..." и т.д. Зедесь возможна ошибка или недосказанность: ничего о том, что самолет сел. Командир, штурман, и второй пилот благополучно пережили войну и продвинулись по службе и сообщили информацию автору. Подробные данные по погибшим в этот день есть и в ЦАМО: ст.борттехник Василий Сергеевич Попов 1907 г.р. из с.Богородитско-Богоявленского Мичуринского р-на, Тамбовской области; пом.борттехника Павел Елисеевич Акимов с Днепропетровской области 1917 г.р.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 4560
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.14 02:28. Заголовок: Borodaty пишет: ..


Borodaty пишет:
[quote]`

Интересно, а вы думаете я не на основании документов ЦАМО пишу? И с чего Вы решили что Орлов это не достоверный источник, а только версия Щапова Е. и Гастелло В. имеет право на жизнь???

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 09.12.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.15 20:58. Заголовок: Я не на Щапова опира..


Я не на Щапова опираюсь, а на воспоминания очевидцев, по которым Щапов (сам) писал книгу, и на ЦАМО, конечно, тоже. Воспоминания усердно собирал и записывал бывший Председатель Совета ветеранов 1 гв.апдд (1тбап) в Ростове-на-Дону Емельяненко Семен Иванович. Они, как и множество фотографий, по-прежнему хранятся в музее 1 гв.апдд. Как и кто писал книгу Орлова ветеранам тоже известно, хорошо написано, но как на документ опираться не стоит. Кроме того в 10 минутах ходьбы от меня живет ветеран полка, всю службу с 1940 по 1960 гг прослужившем в 1 тбап, еще в здравом уме и ясной памяти, который тоже немало в 80-х в ЦАМО посидел. И еще, Орлов не имел такого доступа к секретным документам, который имели Щапов и Гастелло по роду своей службы. Впрочем, я не настаиваю, я лишь изложил свою информацию, причем подтвержденную живым участником тех событий, который слушал рассказ (без протокола) про этот случай от самого Орлова Г.И. и про сбитие Ключникова от самого Ключникова, с которым он был в дружеской переписке много лет. И уж коли случай приспел, добавлю подробности: никакого пожара, по рассказам членов экипажа, на ТБ-3, сбитого под Червенем не было, было задымление небольшое, Акимов запаниковал и вместо парашюта схватил мешок с боеприпасами, с ним и выпрыгнул за борт. А ТБ-3 после такого повреждения крыла лететь не мог. Благодаря мастерству Орлова Г.И. его удалось посадить. Погибший борттехник Попов остался в самолете, остальные благополучно вернулись в свой полк. В официальных отчетах, конечно, всё это не отражали: погибли во время атаки истребителя и всё.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 09.12.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.15 21:08. Заголовок: P.S. Для информации:..


P.S. Для информации: будущий Герой Советского Союза Орлов Ф.Н. фактически убыл из полка в начале августа 1941 года в распоряжение СЗФ вместе с 21 отбаэ, в полк больше не вернулся, многих вещей, конечно же, мог и не знать, а к архивам ЦАМО простым пенсионерам, даже ГСС, коим он являлся на момент написания книги, доступ тогда был ограничен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 4824
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.15 10:55. Заголовок: Привет всем! У меня ..


Привет всем! У меня сегодня случилась небольшая перемога!
Пока искал для ув.Моонзундца аварийку самолета Шмелева, всплыл список потерянных самолетов 1-го ТБАП с 22.06 по 30.07.41г.

Правда полностью вопрос не раскрыт - фамилии пилота нет, но хотя бы понятно что самолет точно 1-го ТБАП. Логично что упал в р-не Минска, так как сбрасывал боеприпасы для окруженных в р-не Новогрудка. Странно что дата указана - 30.07.41, вероятно банальная опечатка. Ну и доставляет удовольствие запись, что самолет полностью уничтожен артогнем противника...
Вторая потерянная машина №3941, про этот самолет вообще нет подробностей, написано просто что произвел посадку в тылу противника.
Еще два самолета потеряны других районах:
В ночь с 30.06 на 1.07.41 ТБ-3 №22172 совершил вынужденную посадку в р-не Рославля.
В ночь с 26 на 27.07 ТБ-3 №22176 подбит в р-не Чериков, загорелся в воздухе, упал и полностью сгорел.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 32
Зарегистрирован: 21.02.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.15 02:06. Заголовок: Тот?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 09.12.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.15 12:24. Заголовок: Спасибо Миша Т, ценн..


Спасибо Миша Т, ценная информация, но обсуждение, насколько я понял, идет о катастрофе ТБ-3 с 26 на 27 июня 1941 г. Полагал, что вопрос закрыт, но родственники одного из участников этого вылета прислали его воспоминания, из которых можно сделать вывод, что часть экипажа всё же покинула самолет с парашютом и пожар был. Вот рукопись воспоминаний Морозова П.Н. Он был в начале войны комиссаром авиаэскадрильи, но в данном вылете летал за правого летчика (см. на стр.3) .
http://retrovtap.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9F.%D0%9D.pdf
А вот насчет потери ТБ-3 30 июля, наверное, опечатка: по нашим данным потеря ТБ-3 Ключникова была 30 июня, при этом после посадки, отстреливаясь, погибли воздушные стрелки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 67
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет