On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 3405
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.21 16:42. Заголовок: "Воздушные рабочие войны", или Обыкновенная боевая работа лётчиков


2010 – 2020 © К.Б.Стрельбицкий

«ВОЗДУШНЫЕ РАБОЧИЕ ВОЙНЫ»
, или ОБЫКНОВЕННАЯ БОЕВАЯ РАБОТА ЛЁТЧИКОВ

…Традиционно, когда говорят о боевых действиях авиации, сначала вспоминают воздушные победы лётчиков-истребителей, затем – точные удары по наземным и морским целям бомбардировщиков и штурмовиков, смелые атаки торпедоносцев. При этом практически всегда «за скобками» остаётся ежедневная боевая работа иных авиационных подразделений – разведывательных, транспортных, связных. Автор этой публикации, служивший в своё время в экипаже военно-транспортного самолёта, знает об этом не понаслышке…

…В ходе многолетней работы с документами фондов Российского государственного военного архива (РГВА) в Москве нам не раз удавалось делать «маленькие исторические открытия в архивной пыли». Очередной нашей находкой там однажды стал «Журнал боевых действий звена связи 29-й легко-танковой бригады» за период с 7 по 29 сентября 1939 года (РГВА, фонд 35086, опись 1, дело 517). Ранее этот документ хранился в бывшем Архиве Министерства вооружённых Сил СССР (ныне – ЦА МО РФ) в подмосковном Подольске (старые архивные реквизиты – АМВС, фонд БОВО К-44, опись 261445с, дело 5), а затем был передан в нынешний РГВА, где полученный «при рождении» гриф «секретно» был снят с него лишь спустя шесть с лишним десятилетий – только 2 марта 2001 года! В старой советской «Карточке-заместителе» дела до нас имелась одна-единственная запись о том, что уже почти семь десятилетий назад, 23 апреля 1954 года оно было выдано для ознакомления некому капитану В.Дмитриеву…
…Сам по себе этот «Журнал…» представляет обыкновенную общую школьную тетрадь «в клеточку», но с пронумерованными листами, которые вручную разграфлены с одной, правой стороны разворота на три колонки с заголовками «Время записи», «Задача звена и описание событий и фактов» и «Примечание». Во всей тетради заполнены лишь две первые колонки, а посему все записи из неё будут даны нами ниже не в табличном виде, а в изложении. При этом нами не только расшифрованы все записи, сделанные отнюдь не самым идеальным писарским почерком, но и «раскрыты» военные сокращения и аббревиатуры, а сам оригинальный текст «Журнала…» приведён в соответствие с орфографией и пунктуацией современного русского языка.
…29-я легко-танковая бригада (она же «Войсковое соединение № 6296», или в/ч 6296), в состав которой организационно входило Авиационное звено связи (собственного порядкового номера не имело), было одним из бронетанковых подразделений войск Белорусского особого военного округа (БОВО). В составе войск 4-й армии Белорусского фронта утром 17 сентября 1939 года бригада вступила на территорию Западной Белоруссии, а свой боевой путь в Польской кампании закончила на Западном Буге. Вместе с ней в направлении Бреста по воздуху и по земле перемещались самолеты и личный состав звена. Цитируемый нами документ был начат ещё 7 сентября следующими записями:
«20.00. По соединению № 6296 объявлена боевая тревога. Личный состав звена собрался по тревоге в штабе звена в 20.07, и спустя 40 минут всё имущество было погружено на автомашину.
20.40. Командир звена получил устный приказ от начальника штаба войскового соединения № 6296 об отъезде на площадку Пастовичи. Командиру звена приказано оставаться при штабе звена до особого распоряжении.
21.00. Личный состав звена с имуществом под командой начальника штаба звена перебазируется на площадку Пастовичи».
В течение последующих четырёх дней никакие записи в «Журнал…» не заносились, а ведение его продолжилось лишь во второй половине 12 сентября:
«14.00. Получен приказ командования соединения № 6296 о перебазировании на площадку около деревни Шищицы.
16.00. Командир звена отдал устный приказ о перебазировании на площадку около деревни Шищицы двумя эшелонами. Воздушный эшелон – в составе: экипаж № 1 (Жемчужный, Коноплёв), экипаж № 2 (Давыдов, Карпов), экипаж № 3 (Жуков, Шеленков). Все остальные вошли в наземный эшелон под командой старшего техника звена воентехника 1-го ранга товарища Кузнецова.
18.45. Воздушный эшелон поднялся в воздух и лёг на курс Пастовичи – Шищицы. Наземный эшелон двинулся спустя 5 минут по маршруту Пастовичи – Новые Юраличи – Моисеевичи – Шищицы.
19.30. Воздушный эшелон сделал посадку на площадку около деревни Шищицы».
На следующий день в «Журнале…» была сделана лишь одна запись: «02.00. Наземный эшелон прибыл в деревню Шищицы». После неё следовала общая запись через всю страницу документа: «С 13.09.1939 по 16.09.1939 среди личного состава звена проводились занятия и политинформации. Каждый день по 2 часа технический состав работал на матчасти. Лётный состав изучал район вероятных действий (Польшу)».
В дальнейшие 11 дней Польской кампании ведение «Журнала боевых действий звена связи 29-й легко-танковой бригады» не прекращалось, и вниманию читателей представляются все последующие записи в нём:
«17.09.1939.
04.45. Через делегата связи 29-й легко-танковой бригады получен приказ о выступлении бригады и о переходе границы с Польшей по дороге Копыль – Несвиж. Звену поставлена задача разведать скопление войск противника в районе Несвиж – станция Городзея и держать связь с колоннами бригады.
06.05. Экипаж № 1 (Жемчужный, Коноплёв) поднялся в воздух и взял курс по направлению к Несвижу.
06.15. Экипажи №№ 2 и 3 поднялись в воздух и взяли курс на Копыль. Наземный экипаж отправился немедленно по маршруту Греск – Грозок – Копыль. Наземному экипажу командир звена приказал прибыть на место стоянки бригады – в 3 км севернее Копыля в лесу.
07.30. Воздушные экипажи № 2 и № 3 произвели посадку на площадке Якубовичи.
09.35. Экипаж № 1 произвёл посадку на площадке Якубовичи. По данным экипажа, в районе Несвиж – станция Городзея войск противника не обнаружено. Части бригады движутся двумя колоннами: одна – на Несвиж, вторая – южнее Несвижа в 6 км, по направлению к станции Усук. Задания от колонн экипаж не получал.
09.45. Экипаж № 2 (Давыдов, Кузнецов) пошёл на связь с колоннами бригады.
09.50. Наземный эшелон прибыл к месту стоянки бригады (3 км севернее Копыля).
10.00. Экипажи № 1 и № 3 убыли для связи с колоннами бригады.
13.10. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на поле колхоза «Пролетарий». Связаться с колоннами не удалось – колонны двигались быстро, не встречая сопротивления противника.
14.00. Экипаж № 2 взлетел с площадки Якубовичи и взял курс на Несвиж. В полёте лопнула трубка заливной системы. Из-за опасения пожара товарищ Давыдов пошёл на посадку и приземлился у деревни Поцейки. Во время посадки в 15.25 срезало болт передней правой ноги шасси. В результате поломаны винт, шасси, дужки нижних плоскостей и пробит бок фюзеляжа.
16.40. Прибыл товарищ Кузнецов и доложил командиру звена о произведённой посадке самолёта № 7460.
17.00. Командир звена и технический состав с инструментами и запасными частями уехали на место посадки самолёта.
19.50. Командир звена и товарищ Давыдов произвели посадку на самолёте № 7460 на поле у колхозе «Пролетарий».
22.00. Старший техник звена товарищ Кузнецов с техническим составом убыли в Старые Дороги за плоскостью. Остальной состав звена остался на ночлег в лесу около самолётов.
18.09.1939.
10.20. Старший техник звена товарищ Кузнецов с техническим составом прибыл из Старых Дорог с плоскостью. Весь день технический состав ремонтировал самолёт № 7460.
18.50. Старший техник звена товарищ Кузнецов доложил командиру звена о готовности самолёта № 7460 к полёту. Ввиду сильного дождя и тумана перебазирование звена на аэродром Слоним отставлен командиром звена.
19.09.1939.
07.30. С утра шёл дождь и стоял густой туман. Командир звена убыл в Старые Дороги перекладывать парашюты.
19.50. Командир звена прибыл из Старых Дорог с переложенными парашютами.
20.09.1939.
10.00. Командир звена отдал устный приказ о перебазировании на аэродром Слоним.
11.00. Экипаж № 2 (Давыдов, Кузнецов) на взлёте допустил ошибку, в результате чего самолёт был разбит.
11.10. Командир звена произвёл посадку и отдал приказ (устный): самолёт разобрать, всё ценное с самолёта снять и сдать на хранение в колхоз «Пролетарий», экипажу самолёта № 7460 двигаться в наземном эшелоне.
11.30. Экипажи № 1 и № 3 поднялись в воздух и взяли курс на Слоним.
13.17. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на аэродроме Слоним.
17.10. Получен приказ начальника ВВС армии доставить топографические карты со станции Столпцы в штаб армии. Командир звена приказал экипажу товарищей Коноплёва и Жукова доставить карты в штаб армии.
17.15. Экипаж (Коноплёв, Жуков) поднялись с аэродрома и взяли курс на станцию Столпцы.
17.20. Командир звена доложил начальнику ВВС армии об аварии в звене и отданном приказании. Начальник ВВС действия командира звена санкционировал.
21.09.1939.
02.30. Прибыл наземный эшелон на аэродром Слоним.
11.20. Командир звена уехал в Пружаны на доклад командиру 29-й легко-танковой бригады.
16.45. Экипажа (Коноплёв, Жуков) произвели посадку на аэродроме Слоним. Топографические карты были доставлены, но ввиду отъезда штаба армии на станции Ивацевичи карты остались в звене.
22.45. Командир звена прибыл со штаба 29-й легко-танковой бригады с приказанием 22.09.1939 перебазироваться на площадку в Пружаны.
22.09.1939.
12.56. Воздушные экипажи № 1 и № 3 поднялись с аэродрома Слоним и взяли курс на Пружаны. Наземный эшелон двинулся непосредственно после вылета самолётов.
14.23. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на площадке в Пружанах. Части бригады к этому времени уже были на пути к Брест-Литовску.
16.35. Наземный эшелон прибыл в Пружаны.
23.09.1939.
11.38. Экипаж № 1 вылетел в штаб армии на станцию Ивацевичи с топографическими картами.
12.36. Экипаж № 1 произвёл посадку в поле в 3 км северо-восточнее станции Ивацевичи. Топографические карты были доставлены в штаб армии.
13.40. Экипаж № 1 поднялся в воздух и взял курс на Пружаны.
14.39. Экипаж № 1 произвёл посадку на площадку Пружаны.
15.30. Командир звена отдал устный приказ о перебазировании в город Брест-Литовск.
16.03. Экипажи № 1 и № 3 поднялись в воздух и взяли курс на Брест-Литовск. Наземный эшелон так же двинулся на Брест-Литовск.
17.09. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на аэродроме Брест-Литовск.
18.40. Командир звена убыл в штаб для доклада о прибытии звена в город Брест-Литовск. К 21.00 была поставлена охрана у самолётов и экипажи уехали на стоянку бригады.
24.09.1939.
05.00. Наземный эшелон прибыл на аэродром города Брест-Литовск. В пути эшелон был остановлен немецкими войсками и вынужден был повернуть обратно.
14.00. Командир звена получил приказ выслать самолёт на разведку железнодорожных эшелонов с войсками польской армии, движущимися от Ковеля на Брест-Литовск.
14.30. Экипаж № 1 (Жемчужный, Коноплёв) произвели взлёт и взяли направление на Ковель.
15.58. Экипаж произвёл посадку благополучно.
16.20. Экипаж № 1 доложил командиру 29-й легко-танковой бригады о произведённой разведке и что экипажем обнаружено. Во время разведки экипаж обнаружил большое скопление железнодорожных эшелонов на станции Малорита и находящихся в пути со станции Малорита на Брест-Литовск. Экипаж летел на высоте 1700 – 1500 метров. Обстрела самолёта экипаж не обнаружил. Здесь же командир 29-й легко-танковой бригады приказал данные разведки отправить начальнику штаба бригады.
20.40. Командир звена получил приказ командира 29-й легко-танковой бригады 25.09.1939 лететь в Старые Дороги за корреспонденцией, деньгами и газетами.
25.09.1939.
10.20. Экипаж № 1 поднялся с аэродрома и взял курс на Старые Дороги.
18.16. Экипаж № 1 произвёл посадку на площадке Сопон. Ввиду того, что деньги были отправлены в Брест-Литовск ещё 24.09.1939, а газет не было, он забрал лишь корреспонденцию.
16.25. Экипаж взлетел с площадки Сопон и в 19.39 благополучно произвёл посадку на аэродроме Брест-Литовск.
20.20. Командир звена доложил командиру 29-й легко-танковой бригады о выполнении приказания.
26.09.1939.
10.10. Экипаж № 3 (Жуков, Давыдов) по приказанию командира 29-й легко-танковой бригады вылетел на разведку железнодорожных эшелонов с войсками польской армии, движущимися по железной дороге Ковель - Брест-Литовск.
13.20. Экипаж № 3 прибыл с разведки и доложил командованию о результатах разведки. Экипаж обстрелян не был.
27.09.1939.
09.30. Экипаж № 3 получил приказ от командира звена о полёте в Старые Дороги за почтой и газетами».
Никаких записей за 28 сентября в «Журнале…» нет, и только на следующий день, в 19.20 в нём было зафиксировано, что «Экипаж № 3 (Жуков, Давыдов) произвёл посадку на аэродроме Брест-Литовск благополучно. Экипаж не мог вылететь 27.09.1939 со Старых Дорог ввиду сильного дождя и тумана».
Последней записью в цитируемом нами документе стала фраза «Личный состав все эти дни работал на матчасти и занимался по расписанию». На этом ведение «Журнал боевых действий звена связи 29-й легко-танковой бригады» было окончено, как окончилась в целом для лётчиков этого подразделения и вся Польская кампания Красной Армии 1939 года. Начиналась обыкновенная военная служба в мирное время…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 33
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет