2014 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)
ПАМЯТИ ЖЕРТВ «УНИКАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ» НАД ИЗМАЙЛОВСКИМ ПАРКОМ СТОЛИЦЫ
…Любой исторический поиск начинается у нас с какого-то небольшого, иногда на первый взгляд – маловажного «толчка» к нему. В этот же раз он был настолько анекдотичен по своей сути, что ни он сам, ни его «инициатор» просто не заслуживают внимания быть упомянутыми в материале на столь серьёзную тему, как воздушная катастрофа. Пропустив мимо ушей очередные словесные «сотрясания воздуха» одним нашим Интернет-оппонентом, мы решили обратить к «Сети» для уточнения своих познаний в истории и современности родного нам столичного района Измайлово. Благодаря «посредничеству» «всезнающего» Рунета, мы тут же убедились одновременно в ошибочности мнения того и в своей правоте, и … продолжили чтение уже тех страниц «Всемирной паутины», которые были действительно (а не одним лишь своим названием) связаны с этой московской местностью. На очередном просматриваемом Интернет-сайте -
http://retrovtap.ru/ , имеющем заголовок «Военно-транспортная авиация СССР» - нас ждала «заслуженная» находка: упоминание о доселе неизвестной нам катастрофе самолёта в годы Великой Отечественной войны над Измайловским парком. Последовавшие за этим поиск и общение с коллегами позволяют нам сегодня представить на ваш суд своё очередное военно-поисковое исследование.
…Эту трагедию один из выживших в ней назвал «Уникальной катастрофой» - по его мнению, она была единственным происшествием такого рода в советской военной авиации периода Великой Отечественной войны. На наш же взгляд, особую трагичность ей придал тот факт, что произошла она без какого-либо воздействия врага, а её причиной стало именно советское оборонительное оружие, в том, поистине уникальном случае реально показавшем свою исключительную действенность… Но обо всём – по порядку…
…В ночь со 2 на 3 марта 1942 года с Ногинского военного аэродрома в Подмосковье стартовал самолёт ТБ-3 из состава 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии дальнего действия. Устаревшие ещё к началу войны, тяжёлые бомбардировщики этого типа всё равно продолжали оставаться грозным оружием в руках советских лётчиков, и эта машина поднялась в воздух с несколькими тоннами бомбовой нагрузки, которую должна была обрушить на вражеские цели в районе Смоленска. Но вместо этого тяжёлый бомбардировщик со всем своим смертоносным грузом рухнул на тогдашнюю окраину советской столицы…
…«При полетах с Ногинского аэродрома маршрут прокладывался так, чтобы обойти Московскую зону ПВО с севера или с юга, иначе можно было попасть под обстрел мощных средств ПВО, – пишут Е.Щапов и В.Гастелло в своей работе «ТБ-3 вступают в бой». - В этом случае самолет, пролетев от аэродрома километров 30, налетел на трос аэростата заграждения…». Это произошло над недавно – в 1935 году – вошедшим в состав советской столицы районом бывшего подмосковного села Измайлово. Боевое дежурство в составе сил ПВО здесь несли преимущественно девушки, обслуживавшие лишь аэростаты заграждения. И именно на их «воздушную колбасу» напоролся советский тяжёлый бомбардировщик…
…«Наш ТБ-3 с бомбовой нагрузкой налетел на стальной 6-мм трос аэростата заграждения. Через несколько секунд правая плоскость с четвертым двигателем была отрезана этой стальной ниткой. Самолет загорелся в момент врезания троса в бензосистему», - впоследствии вспоминал об этом один из двух уцелевших в этой катастрофе членов его экипажа – воздушный стрелок Семён Иванович Емельяненко.
Лишившись большей части правой плоскости, самолёт потерял свой курс и, развернувшись в воздухе, упал в районе крупнейшего столичного парка – Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина. Машина была окончательно уничтожена мощным взрывом бомб, «их осколками было убито и ранено несколько человек» на земле, погибли 6 из 8 советских военных лётчиков…
…Вновь дадим слово спасшемуся воздушному стрелку: «Всего несколько секунд экипажу было для спасения. Положение критическое. Я отодвинул пулеметную турель к правому борту и готовился выброситься через левый борт. Рядом увидел появление радиста Дениса Степанищева у второй турели. Самолет начало закручивать в правый вираж, и я мгновенно перевалился за борт. Через 2 - 3 секунды выдернул кольцо парашюта и его купол исправно распахнулся. Я был уверен, что Степанищев последует за мной. Ведь он, как и я, имел тренировочные прыжки с парашютом. Но Денис погиб. Невероятно сложный спасительный прыжок совершил правый летчик Н.П.Подлузский. Его сидение – рядом с вращающимся винтом третьего двигателя. И у него хватило ловкости и самообладания, чтобы выброситься за борт и не попасть под лопасть винта. Николай Павлович говорил, что командир корабля Петр Шмелев давал команду двум штурманам и борттехнику с его помощником «Покинуть самолет!». Но те не были готовы к прыжкам. Они засуетились, подрастерялись, а время ушло. Все погибли в мощном взрыве». Его уточняют уже цитированные нами выше Щапов и Гастелло: «Командир корабля выбросился с парашютом, но тот не успел раскрыться, и Шмелев упал на частный дом, пробил крышу и от удара скончался».