On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
прибалт
постоянный участник




Сообщение: 620
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.09 00:50. Заголовок: ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ


По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные.

часть первая - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-0-0



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4212
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.14 22:49. Заголовок: 35 СБАП понес еще бо..


35 СБАП понес еще большие потери, всего за 23 июня на земле были уничтожены и повреждены 15 СБ и еще один СБ был подбит на взлете осколками разорвавшихся бомб или бортовым оружием немецких бомбардировщиков. К сожалению подробности налетов на Платонэ пока не найдены, есть лишь довольно поверхностное описание в Журнале боевых действий 4 САД:

«35 СБАП в составе 36 экипажей произвел 2 выхода из под удара с бомбардировкой вокзала Кенигсберг и истребительного аэродрома противника
2 СБ в 12:00 произвели бомбометание аэродрома у населенного пункта Ниде бомбы упали на рабочую площадь. В районе цели встречены истребителями пр-ка типа Месершмидт атак не производили.
7 СБ в 20:47 произвели выход с аэродрома из под удара на аэродроме атакованы истребителями Месершмидт-110. Потери в воздушном бою сбит 1 СБ. Летчик ст.л-т Мирошниченко, л-б Симавин, стр. Вельчинский. 6 СБ произвели бомбометание ж-д моста и завода в центре города Кенигсберг сброшено 36 ФАБ-100 наблюдались прямые попадания по цели. При возвращении на аэродром сзади шел самолет противника типа Хе-111.
Произвели посадку на аэродроме Тарту».

Самолеты 35 СБАП уничтоженные и поврежденные на аэродроме Платонэ:


Из-за постоянного воздействия на аэродром 35 СБАП согласно ЖБД 4 САД было выполнено всего 9 боевых вылетов (хотя конечно вполне вероятно в ЖБД учтены далеко не все боевые вылеты 35 СБАП) и к вечеру 23 июня все боеспособные самолеты 35 СБАП были вынуждены перебазироваться в Тарту (основной аэродром полка), причем значительная часть перелетевших самолетов имелись серьезные повреждения, так из 25 СБ и УСБ числившихся к утру 24.06 боеспособными были лишь 10 СБ.


Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4213
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.14 00:11. Заголовок: Таким образом утром ..


Таким образом утром 23 июня 1941 года из-за начатых еще ночью действий Люфтваффе по советским аэродромам в распоряжении генерала Ионова осталось около половины частей бомбардировочной авиации - 31, 9, 46 и 63 СБАП. 35, 50 и 40 СБАП были обескровлены и либо вообще не вели боевых действий - 40 СБАП, либо выполнили минимальное количество боевых вылетов 35 и 50 СБАП.
Остальные части получили боевые приказы, так командир 7 САД поставил задачи командирам 9 и 46 СБАП, 238 и 10 ИАП:

«Командиру 9 СБАП. 23.6.41 двумя девятками с рассветом уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстенбург - Гумбинен. Прикрывает 238 ИАП. Полковник Петров. 23.6.41 01:56».

«Сенькову с рассветом девяткой уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстенбург - Гумбинен. Прикрывает девятка Деревнина. Встреча над аэродромом Платонэ 3:50 Н=1000. Одновременно в этом районе действует майор Скитев двумя девятками. Полковник Петров. 23.6.41 02:00».

«Майор Деревнину с рассветом девяткой прикрывает девятку Сенькова. Полковник Петров. 23.6.41».

Приказы и оперативные документы 6 САД первого формирования пока не найдены, но остались документы 31 СБАП:
«Боевой приказ №03 штаба 31 СБП 23.6.41 7 ч. 10 мин. Митава.
1. Результате боевых действий установилась линия фронта Олита (Алитус) - Кальвария - Вилькавишки - Шакяй - Шмаленинкен - Науместис - Гареждай - Кретинга.
Погода: Облачность высоко слоистая 6-8 баллов, ветер северный, видимость 6-10 км.
2. 31 СБП 9:20 - 9:30 23.6.41 произвести удар (по) матчасти (на) аэродроме Тильзит; зап.цель скопление танков противника в р-не Тауроген.
а). 1-я группа - 1 АЭ 9:20 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэродроме Тильзит самостоятельно.
б). 2-я группа - 5, 3 и 4 АЭ 9:30 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэродроме Тильзит самостоятельно.
3. Маршрут полета ИПМ - Янишки - Груджяй - Цель. Уход правым разворотом на КПП. Контрольный этап Яново - Середжом. Встреча с истребителями - Груджяй.
4. Бомбовая зарядка ФАБ-100 и осколочные в кассетах.
5. Походный боевой порядок колонна девяток.
6. КПП мз.Липсту. Сигнал я свой одна зеленая ракета.
7. Последующая боевая готовность 11:40.
8. Мой КП аэродром Митава, заместитель в воздухе ст.лейтенант Тищенко и капитан Петров, на земле начальник штаба.
Командир 31 СБП подполковник Добыш».

Первыми на свои цели вылетели экипажи 31 СБАП, из ЖБД части:
В 9:25 7 СБ 1-й АЭ полка сбросили бомбы на скопления немецких войск в р-не Таураге. Сброшено 30 ФАБ-100 и 54 АО-2,5.
В 9:28 18 СБ сборной группы 3, 4 и 5 АЭ полка отбомбились по станции Тильзит. Сброшено 10 ФАБ-250, 60 ФАБ-100 и 54 АО-2,5 экипажи отмечтили прямые попадания на ж/д полотно.
Как следует из журнала боевых действий не обнаружив аэродром, все 25 экипажей атаковали запасные цели. Несмотря на отсутствие потерь говорить об успехе этого вылета не приходится, на немецкую авиацию бомбардировка указанных целей не действовала ни коим образом.



Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4216
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.14 22:27. Заголовок: Спустя час к своим ц..


Спустя час к своим целям отправились экипажи 46 СБАП, в отличии от предыдущего удара 31 СБАП, этот полет закончился далеко не так успешно.
Интересно что несмотря на приказ атаковать девяткой, реально утром в воздух поднялось вдвое больше самолетов. Собрать такую группу удалось после передачи в 46 СБАП боеготовых машин 312 РАП, именно экипажи 312 РАП составили вторую девятку участвующую в налете. По разным данным боевое задание выполняли от 14 до 18 самолетов, но судя по оперативной сводке 7 САД и совокупности факторов всего вылетело 17 самолетов (8 46 СБАП и 9 312 РАП), однако один СБ 46 СБАП ком.звена л-та И.А.Вирко вернулся почти сразу после взлета из-за тряски мотора, а оставшиеся самолеты обеих групп отправились в свой последний полет:
«Полк 9:35 23.6.41 Количестве 18 самолетов вылетел на выполнение боевой задачи. Истребительный полк сопровождает. Нач.штаба 46 СБП».
Дальнейшие события довольно скупо отражены в документах, наибольшая информация содержится в оперсводке 7 САД:
«Оперативной сводке №2 штаба 7 САД к 7:00 24.6.41г.
1) 46 СБП базируется на аэродроме Румбола.
23.6.41 9:15 вылетело 17 СБ (один возвратился из-за тряски мотора) и произвели бомбометание по аэродромам Инстенбург, Гумбинен.
Результаты бомбардировки не известны и самолеты к исходу дня 23.6 не возвратились на аэродром...
5) 10 ИАП базируется на аэродроме Рига сведений о действиях и составе не поступало».


Командир 46 СБАП майор Михаил Иванович Сеньков не возвратился из боевого вылета 23.06.41г.

Естественно ввиду того что ни один самолет из боевого задания не возвратился никакой достоверной информации о ходе вылета и результатах в документах не имеется, неизвестно даже какая группа какую цель должна была атаковать. Так же пока не понятно смогли ли экипажи отбомбиться по какому либо аэродрому. Некоторую ясность вносят заявленные пилотами немецких истребителей, победы, согласно зафиксированному времени и количества их заявок можно довольно точно установить где и во сколько состоялся последний бой экипажей 46 и 312 полков.

Одну из групп немецкие истребители из штаба и II группы JG54 уничтожили севернее Инстенбурга, всего в течении 9 минут с 11:06 по 11:15 практически на прямом 45 км отрезке от Инстенбург - через Куссен - до Шлосберга (Пилькален) немецкие пилоты, среди которых были командир эскадры Траутлофт и командир второй группы Дитрих Храбак заявили победы над 7 СБ. Вероятно это была семерка которую вел командир 46 СБАП майор Сеньков.

Вторую группу разгромили пилоты I группы JG54 заявившие в промежутке с 11:07 до 11:25 14 побед в районе юго-восточнее Rastenburg - восточнее Redlufsfelde. Сложно сказать что имели ввиду немцы, если действительно бой шел в р-не юго-восточнее Растенбург, то это получается район на 70 км южнее Инстенбург - Гумбинен, хотя конечно штурман группы 312 РАП для которого это был первый боевой вылет мог и ошибиться, или как вариант немцы отрезали группу СБ с восточного направления и гнали на запад. Интересно что среди заявивших победы немецких пилотов не было ни одного аса, практически для всех пилотов это были перваи или вторая победы.

Кроме этих заявок еще три победы над СБ, в 10:00 - 10:25 заявили пилоты штаба и 5 эскадрильи II группы JG53, возможно они атаковали одну из групп или обе группы 46 СБАП еще на подходе к целям.

Из многочисленных нюансов этого эпизода хочется отметить самые интересные.
Первое, куда делись истребители прикрытия из состава 10 ИАП, видимо они или вовсе не поднялись на сопровождение самолетов 46 СБАП, или из-за плохого взаимодействия банально не встретились с подопечными. Так или иначе но уже второй раз за два дня истребители 10 ИАП не смогли сопровождать бомбардировщики 46 СБАП, в результате последние понесли тяжелейшие потери.
Второе, потеря самолетов была не так тяжела, как утрата опытнейших экипажей. Дело в том что среди потерянных семи экипажей СБ группы 46 СБАП, помимо командира полка майора Сенькова, были два командира эскадрилий капитанов В.И.Грызлова и В.Н.Белогурова, зам.комэска ст.л-та А.А.Лях и трех командиров звеньев. Зачем командир 46 СБАП собрал в этот вылет сборную группу не совсем понятно, ведь недостатка в экипажах у него не было наверное навсегда останется загадкой.

Схема нанесения удара из альбома 46 СБАП:


Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4217
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.14 00:18. Заголовок: 9 СБАП, в отличии от..


9 СБАП, в отличии от 22 июня 1941 года в утро второго дня войны был лишь третьим в очередности частей поднявшихся в воздух. Это конечно было не связано с отсутствием лидера первой атаки 22 июня капитана Кривцова не вернувшегося из ночного вылета, просто вернувшиеся самолеты надо было подготовить к вылету, а это очевидно заняло гораздо больше времени чем планировалось.
Тем не менее к 11.00 все боеспособные самолеты полка были подготовлены к вылету. Из оперативной сводки №01 штаба 9 СБАП Скварбай, за 22 - 23 июня 1941г.:

«С 11:00 до 13:00 17-ю самолетами произведен бомбардировочный налет по колонне танков противника на шоссе Тауроге - Скаудвилле. Задача выполнена по танкам сброшено 102 ФАБ-100. Замечены прямые попадания по шоссе в линии расположения танков. Самолеты в районе цели были атакованы истребителями противника типа мессершмитт-109, количество не установлено.
После выполнения боевого задания не вернулось на свой аэродром 6 самолетов. Причину установить не удалось, так как не вернулась одна группа в полном своем составе (6 самолетов) под командованием пом.к-ра 3 аэ ст.л-та Закатова».

На этот раз удачный бой против советских бомбардировщиков провели пилоты штаба, 7 и 9 эскадрилий III группы JG54. С 12:47 по 12:58 ими было заявлено 14 побед над СБ. Такой высокий оверклейм довольно не типичен для событий 22 - 23 июня, особенно учитывая наличие в составе группы таких асов как командира 9-й эскадрильи Э.Боба (одержал 22-ю победу), командира 7-й эскадрильи Гюнтера Шольца (9-я победа), лейтенанта М-Х Остерманна (11-я победа) и лейтенантом В.Вюбке (9-я победа). Судя по всему бой был не простой и немецкие пилоты многократно атаковали шестерку СБ, бой продолжался на протяжении 80 км, кроме того прежде чем советские самолеты были сбиты ответным огнем стрелков-радистов был подбит «мессершмитт» оберлейтенанта Э.Боба на тот момент лучшего аса группы, которому пришлось выполнить вынужденную посадку на живот в районе Радвилишкис. Сам Боб какое то время считался пропавшим без вести, но в отличии от подбитого почти в том же месте утром 22 июня Бертнюца ему повезло, он не был ранен и через несколько дней вернулся.

Bf 109F-2 №9207 оберлейтенанта Э.Боба потерянный на 100% 23.06.41 года после боя с группой СБ из состава 3-й АЭ 9-го СБАП, на руле направления нанесены отметки о 21 одержанной победе, 22 победу и первую в компании на восточном фронте Боб заявил в этом бою:




Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4218
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.14 01:47. Заголовок: Собственно этот нале..


Собственно этот налет, судя по всему, был уже не продолжением действий 31-го и 46-го СБАП, а бомбардировка танковой колонны - не удар по второстепенной цели, скорее это были действия согласно нового приказа. Судя по всему к 11:00 командование Северо-Западным фронтов, как и днем ранее, переориентировало ВВС с действий по завоеванию господства в воздухе, на поддержку сухопутных войск. В адрес командира 9 СБАП последовало распоряжение:
«Командиру 9 СБП Немедленно быть готовым к удару по аэродрому Инстенбург. Высота 6000-7000. 23.6.41 Соколов».
Характерно что в тексте вычеркнуто по аэродрому Инстенбург. Эту гипотезу подтверждает и приказ который получил штаб 63 СБАП в 11:50.
«Боевая задача 4 САД бомбардировать мото-мех.колонну и танки продвигающиеся по дороге Таураген - северо-восток 35 км - пункт Кутвили. Высота бомбометания 700 м».
Как записано в журнале учета приказов 63 СБАП, это устное приказание было передано по телефону нач.штаба 4 САД подполковником Гетманским.

Таким образом вечерний налет 6 СБ 35 СБАП выполненный около 21.00 по Кенигсбергу по большому счету был прощальным аккордом двухдневных попыток генерал-майора А.П.Ионова провести операцию по завоеванию господства в воздухе согласно по планам прикрытия, больше к этим мероприятиям уже не возвращались.
После полудня по немецким колоннам на шоссе Таураге - Скаудвиле и району Таураге отработали в 14:05 18 СБ из 31 СБАП, в 14:14 33 СБ 63 СБАП, а в 15:30 вновь 14 СБ 31 СБАП и 6 СБ из 9 СБАП. последних сопровождали И-153 из 238 ИАП. Кроме этих вылетов в 19:50 удар по скоплению немецких войск в р-не Приекуле нанесли 9 СБ 50-го СБАП.
Естественно противник не приминул воспользоваться подобным подарком, уже после первого вылета 9 СБАП последовал удар по аэродрому Скварбай, были уничтожены 2 (по другим данным 3 СБ), а в 16:20 практически сразу после посадки последовал повторный налет в результате которого 7 оставшихся исправных СБ были перебазированы в Двинск. Всего за 23 июня противнику удалось разгромить на земле два бомбардировочных полка 50-й и 9-й, которые к вечеру имели по 7 - 9 исправных самолетов каждый, и еще два полка понесли серьезные потери 35 и 40 в них осталось соответственно 25 - 27 бомбардировщиков. Учитывая то что 46-й СБАП понес тяжелые потери в воздухе и в его составе к вечеру оставалось лишь 20 СБ и Ар-2, приходится констатировать что отказ от борьбы с авиацией противника вновь привели к огромным потерям, без какого либо существенного урона у Люфтваффе.

Уничтоженные и поврежденные самолеты СБ 9-го СБАП и И-153 238-го ИАП на аэродроме Скварбай:


Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 299
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.14 22:45. Заголовок: Благодарность Мише Т..


Благодарность Мише Т. за продолжение интересной темы.

Читаешь документы той поры и становится грустно. Очевиден довольно низкий уровень подготовки комсостава РККА. Заметно неумение читать карту. Ну что мог понять пилот или штурман из таких предварительных данных?
Многие могут сказать, что русскоязычным командирам было сложно запомнить прибалтийские наименования, но ведь немцам это успешно удавалось, что видно из их документов.

Миша Т пишет:

 цитата:
1. Результате боевых действий установилась линия фронта Олита (Алитус) - Кальвария - Вилькавишки - Шакяй - Шмаленинкен - Науместис - Гареждай - Кретинга.



Попробуйте это наложить на карту...
Для справки: к исходу 22 июня линия фронта в полосе СЗФ была: Перлоя, Алитус, Мариямполе, сев.-вост. Вилкавишкис, вост. Шакяй, Середжюс, Арегала, с.в. Таураге, р-он Шилале, Ретавас, Куляй, р-он Скуодас, севернее Паланга.

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 300
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.14 23:08. Заголовок: Также можно обратить..


Также можно обратить внимание, что советские ВВС в первые дни войны не сумели вскрыть места базирования германской авиации (ни истребительной, ни бомбардировочной). Наносились разрозненные и, пожалуй, беспорядочные удары по предполагаемым военным объектам.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4221
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.14 23:30. Заголовок: Свидинский пишет: Т..


Свидинский пишет:

 цитата:
Также можно обратить внимание, что советские ВВС в первые дни войны не сумели вскрыть места базирования германской авиации (ни истребительной, ни бомбардировочной). Наносились разрозненные и, пожалуй, беспорядочные удары по предполагаемым военным объектам.



Спасибо!
Да я выводы еще не написал, мало ли вдруг что есть про бомбежку Инстенбурга или Гумбинена...
Насчет уровня комсостава, УБП с 1938 по 1941 год велась мягко говоря не регулярно, так что ничего удивительного, навыки то поддерживать надо.
По разведке, таки да не сумели вскрыть, все вылеты производились вслепую. Я про это сегодня - завтра выложу примеры, сравнивая развединформацию которую имели немецкие экипажи и разведданные которыми пользовались советские пилоты.
Да и кому вскрывать то было, 312 РАП был небоеспособен, у него самолеты СБ и УСБ появились в апреле, причем в 4 штуки всего, потом в мае еще 4 СБ - этого хватало только начать тренировать личный состав в технике пилотирования. То что им буквально 19-20 июня передали 20 СБ из 35, 50, 46 и 54 СБАП, так это уже ничего не значило, поздно доктор...


Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 301
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.14 23:00. Заголовок: Посмотрел кое-какие ..


Посмотрел кое-какие документы германских 41 мк и 6 тд. К сожалению данных о бомбежках нашими ВВС 23 июня упоминаний нет. Наверное надо смотреть доки 4 ТГр. Предполагаю, что бомбили тылы немцев.

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 302
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.14 23:12. Заголовок: Вот кое-что из доков..


Вот кое-что из доков 4 ТГр:
При налете вражеской авиации [23 июня] поврежден ж/д мост в Тильзите. Восстановление около 3 дней.

Спасибо: 0 
Профиль
CM6
постоянный участник


Сообщение: 1104
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.14 23:49. Заголовок: Спасибо, крайне инте..


Спасибо, крайне интересно.
По Гумбиннену - есть такой пост в ЖЖ. Но какая книга использовалась при написании поста автор не указал

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4224
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.14 23:53. Заголовок: CM6 пишет: Спасибо..


CM6 пишет:

 цитата:

Спасибо, крайне интересно.
По Гумбиннену - есть такой пост в ЖЖ. Но какая книга использовалась при написании поста автор не указал



Супер!!! Спасибо огромное!!!

Спасибо: 0 
Профиль
CM6
постоянный участник


Сообщение: 1105
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.14 00:02. Заголовок: Кстати тема советски..


Кстати тема советских бомберов над Пруссией немного поднималась на одном из кёнигских форумов - click here. Но увы зачахла. Но зато по 45-му можно вдоволь начитаться))

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4225
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.14 00:25. Заголовок: CM6 пишет: Кстати ..


CM6 пишет:

 цитата:

Кстати тема советских бомберов над Пруссией немного поднималась на одном из кёнигских форумов - click here. Но увы зачахла. Но зато по 45-му можно вдоволь начитаться))



Спасибочки! Тут про Кенигсберг есть, тоже хорошо!
Тильзит - Гумбинен - Кенигсберг, остались подробности про Мемель и Инстенбург!!!

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4228
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.14 10:31. Заголовок: CM6 пишет: Кстати т..


CM6 пишет:

 цитата:
Кстати тема советских бомберов над Пруссией немного поднималась на одном из кёнигских форумов - click here. Но увы зачахла. Но зато по 45-му можно вдоволь начитаться))



А можно Вас попросить разместить там текст? Я там не зарегистрирован.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4233
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.14 01:31. Заголовок: Ну что пока вырисовы..


Ну что пока вырисовывается следующая картина, Сталинские соколы, согласно данным противника, отбомбились по Тильзиту, Кенигсбергу и Гумбинену, так же были полеты в р-не Мемеля но в городской черте или в р-не аэродрома удары не отмечены...

Разрушения в Кенигсберге:


Разрушения в Гумбинине:



Согласно выше выложенному ув.Пересом КТВ 18 Армии пилотам 31 СБАП удалось повредить железнодорожный мост через Неман в Тильзите. Судя по всему имело место случайное попадание, экипажи целили в Ж/д станцию а попали в мост, что не удивительно станция и мост находятся на прямой линии, расстояние между серединой моста и станцией около 1200 метров.


Судя по отсутствию потерь у 1(F)22 и 3(F)Nacht если и имела место бомбардировка аэродрома Инстенбург, то она была явно не удачная...

Фактически 23 июня повторилась ситуация первого дня войны, командующий ВВС СЗФ попытался возобновить операцию по завоеванию господства в воздухе, но буквально после первых вылетов был вынужден переключить действия своих ударных самолетов на атаки колонн Вермахта продвигавшихся от Таураге к Скаудвиле.

Инициатива вновь осталась за Люфтваффе, и немецкое командование продолжало начатые в первый день войны настойчивые действия по уничтожению материальной части ВВС КА на аэродромах. В полосе ВВС СЗФ бомбардировщикам 1 АК 1 Воздушного флота удалось рано утром разгромить на аэродроме Митава 50-й СБАП, и нанести тяжелые потери 35 СБАП аэродроме Платонэ и 40 СБАП на аэродроме Виндава. Командование 35, 40 и 50 СБАП было вынуждено перебазироваться на восток во избежании еще больших потерь и их участие в боях второго дня войны было сведено до минимума. Уже в середине дня был фактически разгромлен на земле 9-й СБАП, который после двух налетов на Скварбай потерял большую часть самолетов и был вынужден перебазироваться в Двинск.
Фактически к вечеру 23 июня 1941 года численный состав частей ударной авиации ВВС СЗФ снизился вдвое от первоначального состава, а некоторые из них: 9 и 50 СБАП представляли собой сводные эскадрильи. Учитывая тяжелые потери 22 июня в истребителях, по итогам второго дня войны на лицо было стремительное снижения боевого потенциала ВВС СЗФ, и продолжение подобного развития событий явно вело к полному разгрому советский авиационной группировки в Прибалтике причем в ближайшее время.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4235
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.14 12:19. Заголовок: Ну вот и про налеты ..


Ну вот и про налеты на Кенигсберг из исследований Калининградского краеведа Сергея Гольчикова "Как "мы" бомбили "их" в 1941, о бомбардировках Кёнигсберга в первые дни войны:

"Первый налёт на город произошёл около 5 часов утра 23 июня. Самолеты зашли со стороны моря и планируя с большой высоты, сбросили бомбы, упавшие на улицы: Хорнштрассе, Гинденбургштрассе, Тиргартенштрассе, Вагнерштрассе, Шиллерштрассе, Луизеналлее и Хуфеналлее (Сейчас улицы: Сержанта Колоскова, Космонавта Леонова, Зоологическая, Вагнера, Шиллера, Комсомольская и проспект Мира). Сильные повреждения получили 8 зданий, частичные – 23 здания. Противовоздушная оборона поздно обнаружила бомбардировщики, и сигнал воздушной тревоги запоздал. В результате погибли 16 человек, имелись тяжелораненые.

Речь идет об утренней атаке бомбардировщика из 50 СБАП, хотя если судить по разрушениям удар был нанесен группой самолетов, поэтому можно предположить что либо на Кенигсберг вышли экипажи которые докладывали что бомбили Приекули и Мелель, или в эту ночь Кенигсберг также атаковали несколько экипажей 9-го СБАП.

Далее под черпнем информацию из труда генерала Х.Плошера (Gcneralleutnant Hermann Plocher) "The German Air Force Versus Russia, 1941" опубликованных в 1965 году в США:

"С начала русской кампании, одиночные самолеты и группы самолетов противника летели над Восточной-Пруссией. Они были столь эффективно встречены немецкой зенитной артиллерией и истребителями, что через каких-то три-четыре дня существенное проникновение советских самолетов прекратилось. Отчеты Верховного командования Люфтваффе, описывающие эти воздушные налеты показывают, например, что 22 июня около 70 до 80 российских самолетов, участвовавших в налетах на территорию Германии и оккупированной Польше, нанесли повреждения имуществу и убив и ранив нескольких мирных жителей. На следующий день, 10 советских бомбардировщиков нанесли незначительные повреждения газовому заводу и верфи в Кенигсберге.

25 июня около 28 русских самолета, нанесли бомбовые удары по Германии, оккупированной Польше и Норвегии; восемь самолетов атаковали Мемель (Клайпеда), убив 23 человека, и оставив без жилища еще 250 человек их дома были уничтожены. Кроме того были частично было прервано электроснабжение и водоснабжения, повреждены химический завод и порт. Однако, семь советских самолетов, которые атаковали Тильзите были сбиты прежде, чем они достигли своей цели.

Превосходство немецких истребителей над советскими бомбардировщиками был особенно впечатляющим, когда крупное формирование из 20 вражеских бомбардировщиков, возвращающихся с неэффективной атаки на Гумбинен, было перехвачено и сбито между Гумбинен и Голдапом истребителями, взлетевшими с аэродрома Траккенен. Несколько часов спустя первые советские военнопленные были допрошены офицерами разведки 1-го воздушного флота, и данные полученные из допросов были сразу же использованы в следующих немецких боевых вылетах".

Из довольно сумбурно сформулированного текста, вырисовывается картина вечернего удара по Кенигсбергу, в результате которого бомбы упали на газовый завод и верфь, а так же разгром эскадрильи 312-го РАП, который видимо действительно произошел севернее Раутенберга, записано в некоторых сообщениях пилотов I/JG54.

План города Кенигсберг, синими кругами обозначены места бомбовых ударов 23 июня 1941 года, синими линиями улицы, на которых находились пострадавшие от бомбардировки дома. Красной стрелкой показано местоположение разбитого дома на Хуфеналлее представленного на фото:



Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4239
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.14 12:53. Заголовок: После изложения собы..


После изложения событий 23 июня 1941 года подведем некоторые выводы.
Несмотря на понимание ситуации и неплохой в целом замысел операции командующему ВВС СЗФ генералу Ионову не удалось не только переломить ситуацию в свою пользу, но даже нанести противнику хоть каких то серьезных потерь.

Естественно в первую очередь это произошло в следствии переориентации самолетов ВВС СЗФ с ударов по аэродромам и инфраструктуры Люфтваффе в Восточной Пруссии на действия по наступающим от Таураге на Шауляй механизированных колонн Вермахта. В результате чего, как и 22 июня 1941 года, на выполнение задач по завоеванию господства в воздухе было выполнено небольшое количество боевых вылетов (В ночь с 22 на 23.06.41 14 боевых вылетов и днем 23.06.41 еще 59).

Во вторых из-за последовательных и чрезвычайно эффективных налетов Люфтваффе по аэродромам ВВС СЗФ начатых еще ночью 22/23 июня, в результате которых советским частям были нанесены серьезные потери, некоторые полки были фактически разгромлены и лишились большей части самолетов. В результате 40 и 50 СБАП вообще не смогли принять участие в операции и не выполнили ни одного вылета утром второго дня войны, а 35 СБАП выполнил минимальное количество вылетов. Кроме того уже во второй половине дня противнику удалось нанести фатальные потери 9 СБАП, после которых полк больше не принимал участия в боевых действиях в Прибалтике.

Ну и в третьих собственно у генерала Ионова отсутствовал боеспособный инструмент для осуществления своего плана. ВВС КА образца 1941 года отличало практически полное отсутствие эффективной воздушной разведки, большинство частей начали формировать лишь в конце 1940 года и из-за отсутствия штатных самолетов части просто не смогли начать УБП вплоть до лета 1941 года. В целом по ВВС из-за перманентных преобразований частей и соединений, ротации личного состава и эрзац подготовки курсантов в летных училищах в 1938 - 1941 годах истребительные, бомбардировочные и штурмовые части ВВС КА были ограниченно боеспособны и нуждались в усиленной боевой подготовке. Самолетно моторный парк представлял собой жалкое зрелище и требовал частично немедленной модернизации, а в большей части полной замены. Исправить такие систематические недостатки в пределах ВВС одного военного округа было совершенно не реально. Поэтому не удивительно что замысел командующего ВВС СЗФ не удался ни в первый, ни во второй день войны.

Вот к примеру как выглядели разведывательные данные целей которые предстояло атаковать самолетам ВВС СЗФ 23 июня 1941 года, это вовсе не аэрофотосъемка или подробные планы или топографические карты немецких аэродромов, в основном это были просто схематические рисунки.
Тильзит, Инстенбург и Гумбинен:


Даже в случае с Кенигсбергом (см.План) и Мемелем, про аэродромы которых Девау и Раумпишкен имелись довольно наглядные планы расположения, отсутствие актуальной информации о размещении на этих аэродромах собственно стоянок самолетов, делало перспективу удачной атаки на эти цели весьма туманной. Кроме того вообще отсутствие актуальной информации про базирование группировки Люфтваффе, особенно частей ударной и истребительной авиации, делало подобные полеты в принципе бесполезными, ведь по сути на на аэродромах Девау, Мемель, Инстенбург, Тильзит и Гумбинен не базировались ни одной бомбардировочной или истребительной группы. При условии эффективной атаки советским экипажам удалось бы нанести потери лишь немецкой разведывательной авиации, но учитывая ее количество в составе группировки в Восточной Прусии, все равно ни каким образом не повлияло бы на расклад сил.

Для сравнения вот к примеру как выглядел аэродром Рига "Большой", аэрофотосъемка выполнена 20.06.41года, хорошо видны не только ангары, но и расположение самолетов на поле:

Съемка аэродрома Двинск "Большой" сделана 22 июня 1941 года (цифрами обозначены 1 - стоянка самолетов Р-5ССС 112 КАЭ, 2 - стоянки самолетов 49 ИАП, 3 - ангар):


Разведподразделения Люфтваффе как до 22 июня, так и после действовали в высшей степени эффективно, так отвод группировки ВВС СЗФ на аэродромы второй линии, был в целом раскрыт к вечеру 22 июня 19441 года, данные аэрофотосъемки были мгновенно обработаны и уже ночью были нанесены удары по советским аэродромам. Кроме того уже в течении дня в результате не прекращающейся разведки были вскрыты перебазирования некоторых частей и они подверглись атаке уже на новых аэродромах. Собственно по этой причине не смог выполнить ни одного вылета 40 СБАП, который после перелета на а-м Биржай подвергся налету, в результате чего полк понес потери (на взлете уничтожены 6 СБ) и до вечера был не боеспособен.

Уничтоженный на аэродроме Биржай самолет СБ №11 из 40 СБАП.




Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4240
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.14 19:56. Заголовок: Учитывая вышеизложен..


Учитывая вышеизложенное, в принципе нет ничего удивительного, что из 59 дневных боевых вылетов 23 июня 1941 года, ни одна группа не смогла атаковать немецкие аэродромы, судя по всему из-за отсутствия полноценных разведывательных данных экипажи просто не смогли идентифицировать эти цели.
Тем не менее следует отметить что удары по запасным целям тем не менее были далеко не напрасными, например удар группы 31 СБАП по Ж/Д станции Тильзит, в результате которого был поврежден железнодорожный мост через Неман, на несколько дней затруднил снабжение группировки наступающей на Шауляйском направлении. Кроме того всплеск ночных и утренних вылетов ВВС СЗФ по территории Восточной Пруссии, на весь оставшийся день приковал силы немецкой истребительной авиации, которая не смогла ни прикрыть ударный кулак 41 МК наступавший на Шауляй, который всю вторую половину дня атаковали бомбардировщики ВВС СЗФ, ни сопровождать свои бомбардировщики, ни участвовать в штурмовых действиях по советским аэродромам подобно тем что выполнялись в первый день войны.

А вот отказ от дальнейших действий по аэродромам и инфраструктуре Люфтваффе вновь как и днем ранее предопределил пассивное положение ВВС СЗФ и позволило немцам в спокойной и комфортной обстановке продолжить собственную операцию по завоеванию господства в воздухе!
Весь второй день войны самолеты со свастиками на килях атаковали аэродромы ВВС СЗФ, а апогеем действий Люфтваффе 23 июня 1941 года стал массированный воздушный удар по столице Латвийской ССР - Риге.

Оперативная сводка №05/ОП к 18:00 23.6.41 штаба ВВС СЗФ. Поневежис.
"1. Части ВВС фронта в течении 23.6.41 вели борьбу с авиацией противника, противодействовали наступлению мотомеханизированных и танковых частей противника и прикрывали группировку своих войск и районов базирования.
2. ВВС противника в течении всего дня , группами от 3 до 35 самолетов производили налеты на наши аэродромы: Рига, Крустпилс, Румбула, Платонэ, Митава, Скварбай, Панивежис..."

Оперсводка №03 штаба ВВС Красной армии 15 час 00 мин 23 июня 1941 г. Москва.
"В 14:00 около 50 бомбардировщиков противника бомбардировали аэродром Рига. Сгорели 2 ангара, казармы и более 20 самолетов различных типов. Горит бензосклад..."
Согласно Разведсводке №06/Р штаба ВВС СЗФ к 22:00 уточнено - удар нанесли в 13:40 35 немецких бомбардировщиков.

Итогом второго дня войны стало окончательное отступление ВВС СЗФ на тыловую линию аэродромов вдоль Западной Двины и тяжелые потери которые понесли части ударной авиации. Причем из-за отсутствия аэродромов восточнее Западной Двины фактически вся авиация фронта, за исключением 4 САД была сконцентрирована в двух районах 6, 7 и 8 САД на Митавско - Рижском аэроузлах (аэродромы Митава, Платонэ, Рижский Большой, Рижский Малый и Румбула), а 57 САД на Двинском (Двинск Большой, Двинск Малый и Ликсна). Дальнейшее отступление было просто невозможно, так как на расстоянии 150 - 200 км вплоть до реки Великая фактически никаких достойных упоминания аэродромов просто не было.
Не будет сильным преувеличением констатировать то что части 6, 7, 8 и 57 САД ВВС СЗФ теперь находились в чрезвычайно затруднительное положение, фактически при таком базировании окончательный разгром советской группировки становился лишь делом времени.


Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4273
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.14 21:50. Заголовок: Недавно постили фото..


Недавно постили фото которое было подписано как первый сбитый над Тильзитом летчик, 22 июня 1941 года, я предположил что это командир 4-й эскадрильи 9-го СБАП к-н Коротков Иван Петрович, 1906 г.р., после получение его УПК, эта версия подтвердилась:

Всю войну пробыл в плену - освобожден 23.04.1945г.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 181
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет