On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
прибалт
постоянный участник




Сообщение: 620
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.09 00:50. Заголовок: ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ


По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные.

часть первая - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-0-0



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4650
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.15 22:05. Заголовок: Несмотря на тактичес..


Несмотря на тактическую внезапность, немецким диверсантам ранним утром 28.06.41 года не удалось захватить мосты в Якобспилсе и они были подорваны бдительной охраной. Правда сил оборонять город тоже не было, собственно приказ на оборону участка в р-не Якобспилса 202 МД только вечером 27 июня, так что надеяться на быстрое занятие позиций не приходилось, поэтому немецкая мотопехота форсировала Двину и к 19.45 28.06 на восточном берегу было уже два батальона 113 МП 1 ТД с тяжелым вооружением.
Сведения про форсирование Двины не были известны командованию СЗФ, но небо над переправлявшимися на резиновых лодках немецкими военнослужащими было не добрым, правда виной этому были не советские штурмовики и бомбардировщики, а плохая погода. Дожди,которые начиная с утра 28.06 продолжались практически двое суток, и низкая облачность позволили 41 МК в "комфортной" обстановке переправиться в р-не Якобспилса и навести временный мост через Двину.

Судя по всему получив донесение от частей КА пытавшихся оборонять Якобспилс, в районе обеда 28.06, командование фронта поставило задачи на разведку р-не Якобспилс - Крустпилс. ВВС СЗФ попыталось выполнить приказ, но вылетевшие на разведку звено СБ 4-го АЭ 31-го СБАП вновь зафиксировали в р-не Крустпилс в 20.10 - 20.15 дождь и низкую облачность, поэтому ни произвести разведку, ни сбросить бомбы не удалось...
Тем не менее собственно скопление масс танков и мотопехоты в р-не Паневежиса было оценено командованием СЗФ и части 4-й САД получили приказы повторить налеты 28.06.41г.
Первыми в 4 - 7.00 удары по колоннам танков в р-не Панивежис нанесли 18 СБ 35 СБАП. Экипажи отметили прямые попадания в танки и бензоцистерны, которые привели к пожарам. Противник ответил огнем зенитной артиллерии, но безрезультатно.
Далее действия начал 63 СБАП, которому штабом 4 САД была поставлена следующая задача: "В 6.25 разбомбить колонны мотомехчастей и танков в р-не Полесе, Помпяны, Посеваль. Высота Н=500-1000 м".
Приказ начали выполнять точно в срок - в 6.25 5 СБ 5 эскадрильи сбросили 30 ФАБ-100 и 10 ЗАБ-50 на замаскированные танки в р-не Полесе.
Чуть позже в 6.45 удары нанесли группы 1 и 3 АЭ. 5 СБ 1 АЭ отбомбились по скоплению танков в р-не Бирэни - Шенбере, сброшено 30 ФАБ-100 и 10 ЗАБ-50. А 6 экипажей 3 АЭ атаковали 36 ФАБ-100 и 12 ЗАБ-50 мотоколонны на дороге Помпяны - Посеваль.
Как и группа 5 АЭ, экипажи 1 и 3 эскадрилий не отметили противодействия ЗА, однако определенную трудность доставляла ухудшившаяся погода, в итоге два экипажа не стали бомбить и возвратились на аэродром с бомбами.
Последними по целям в р-не Паневежиса отработали экипажи 50 СБАП. В 7.41 3 СБ сбросили бомбы на скопление пехоты и танков в 12-15 км севернее Паневежис, всего сброшено 18 ФАБ-100 и 2 ЗАБ-50.

Опять приходится констатировать что время упущенное 24-26 июня нельзя было ни чем компенсировать и запоздалые действия 4-й САД в р-не Паневежиса 27 - 28 июня конечно уже ни каким образом не могли ни задержать выход немецких подвижных соединений к Западной Двине, ни поддержать разгромленную 2 ТД, ни помочь безвестным защитникам Якобспилса, героические действия которых фактически задержали противника на неделю.
Под прикрытием дождя в 9.45 утра 29.06 передовые части 6 ТД подошли к Двине в р-не Ливании (25 км выше по течению от Якобспилса) и приступили к форсированию, а инженерные подразделения 41 МК строили в тот момент огромный 240 метровый мост через Двину в р-не Якобспилса. Самое печальное что никаких боеспособных частей СЗФ способных сбросить передовые подразделения 1 ТД или воспрепятствовать переправе 6 ТД на восточном берегу не было и немцам практически никто не мешал.

Судя по директиве командующего СЗФ от 29 июня, к 13.00 командование фронта наконец в основном осознало нависшую над войсками СЗФ угрозу:
ДИРЕКТИВА № 02 ШТАБ СЗФ ЛЕС 4 км ЮГО-ЗАПАДНЕЕ РЕЗЕКНЕ 29.6.41 13.00 Карта 500 000.
Первое. Противник 28.6.41 г. продолжил наступление в направлениях: Екабпилс, Мадона; Двинск, Гулбенэ. Им захвачены Крустпилс, Плявинас.
На рижском направлении противник слабо преследует отходящие наши части. Господство в воздухе за противником.
Второе. Задача армий Северо-Западного фронта – упорная оборона рубежа по северному берегу р. Зап. Двина от ее устья до Краслава.
Третье. 8-й армии (штаб армии – ст. Амата) в составе: 10-го стрелкового корпуса (10-я, 90-я стрелковые дивизии), 11-го стрелкового корпуса (125, 48, 11-я стрелковые дивизии), 67-й стрелковой дивизии, 9-й артиллерийской бригады противотанковой обороны, 402-го гаубичного артиллерийского полка резерва Главного Командования, бригады противовоздушной обороны гор. Рига, бронепоезда, 3-й [отдельной] стрелковой бригады обороною рубежа Слока, ст. Балажи и далее по северному берегу р. Зап. Двина до Зилани (3 км восточнее Екабпилс) прикрыть рижско-псковское и крустпилс-псковское направления, не допустив форсирования противником р. Зап. Двина.
Для управления обороной гор. Рига создать оперативную группу из состава штаба армии.
Резервы иметь за своим правым флангом1 в районе Рапажи и за левым флангом1.
Организовать оборону восточного побережья Финского залива от Пярну до Рига с задачей совместными действиями с Краснознаменный Балтийским флотом не допустить высадки морских десантов.
Силами 30-й отдельной стрелковой бригады удерживать острова.
Граница слева – (иск.) Остров, Крустпилс, (иск.) Панемунелис.
Четвертое. 27-й армии (штаб армии – лес 4 км юго-восточнее Резекне) в составе 5-го воздушно-десантного корпуса, сводной стрелковой дивизии, 21-го механизированного корпуса, 110-го артиллерийского полка резерва Главного Командования, 202-й моторизованной дивизии прикрыть обороною двинско-режицкое направление, для чего до сосредоточения 41-го и 24-го стрелковых корпусов вести упорную оборону на фронте армии. Не допустить поражения своих сил по частям, сохранив их боеспособность. Обеспечить сосредоточение новых сил фронта, не допуская распространения противника на восток и север далее рубежа оз. Лубана, оз. Резна-эзерс, Дагда.
Обеспечение стыка с соседом слева возлагаю на 27-ю армию.
Граница слева – ст. Тригорская, (иск.) Краслава, Вильнюс.
Пятое. 12-му механизированному корпусу сосредоточиться к исходу 30.6.41 г. в районе Мадона, доукомплектовать себя людьми и материальной частью. Готовность к атаке во взаимодействии с 24-м стрелковым корпусом на рижском и двинском направлениях.
Шестое. Второму эшелону фронта (41-й, 24-й стрелковые корпуса) сосредоточиться в районе Вилака, Красный, Остров, полностью доукомплектоваться и немедленно быть готовым нанести удар на Двинск для восстановления обороны 27-й армией по р. Зап. Двина.
Седьмое. Военно-воздушные силы – задачи:
а) усилить удары наземных войск за овладение Двинск;
б) прикрыть войска фронта от военно-воздушных сил противника при выходе на новый рубеж р. Зап. Двина. Особо прочно прикрыть 27-ю армию при переходе ее в наступление;
в) не допустить переправу противника через р. Зап. Двина;
г) совместно с наземными войсками уничтожить противника, переправившегося через р. Зап. Двина;
д) прикрыть сосредоточение и расположение 12-го механизированного корпуса, 41-го и 24-го стрелковых корпусов.
Штаб Северно-Западного фронта и штаб Прибалтийского военного округа с 29.6.41 г. в Псков.
Командующий войсками Северо-Западного фронта генерал-полковник /Кузнецов/.
Член Военного совета фронта корпусный комиссар /Диброва/.
Начальник штаба фронта генерал-лейтенант /Кленов/.


Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4660
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.15 10:22. Заголовок: Как уже говорилось в..


Как уже говорилось выше с утра 26 июня 1941 года Двинское направление стало приоритетным для командования СЗФ. Из-за недостатка войск в р-не Даугавпилса, уже в первой половине дня 26.06.41 ВВС фронта получили указания атаковать танковые и моторизованные колонны на подступах к городу.
Удары 31-го и 40-го СБАП конечно не могли серьезно повлиять на наступление 56 МК, так как были довольно ограниченными по силе - всего 65 боевых вылетов, даже учитывая то что вечером - в 21.40 этот удар поддержали 5 Дб-3 203-го ДБАП, конечно это был далеко не требуемый размах. Поэтому логичным было бы предполагать что с утра 27 июня на головы немецких танкистов обрушится огненный шквал. Однако как уже было указано выше ВВС СЗФ 26-27 июня перебазировались на аэродромы в р-х Опочка-Идрица и Остров-Псков, поэтому утром 27.06 части 6, 7, 8 и 57 САД действовать не имели возможности, поэтому для выполнения задания был привлечены, правда в полном составе, части 1-го АК РГК.
Учитывая то что полки корпуса еще не действовали на Двинском направлении, то совершенно логично что первый вылет 27 июня был осуществлен на разведку, для уточнения обстановки и определения целей.
Около 8.00 Дб-3ф капитана Крюкова, будущего Героя Советского Союза, вылетел на боевое задание. Однако в 8.25-8.30 в р-не Острова разведчик подвергся атаке самолетов И-16 ВВС СФ, в результате которой был сбит, экипаж покинул самолет на парашютах.
Не дождавшись данных разведки самолеты 40-й ДБАД начали действия в "слепую". В этот раз коренным выступал 200 ДБАП, это произошло видимо из-за того что 53-й ДБАП понес серьезные потери 25 июня в р-не Вильнюса, а 200-й полк напротив 25.06 выполнил небольшое количество вылетов и в целом сохранил ударный потенциал.
Всего стартовали 23 самолета:
В 10.35 6 Дб-3ф 2-й АЭ.
В 10.37 2 Дб-3ф 5-й АЭ.
В 10.55 и 11.10 2 и 3 Дб-3ф 4-й АЭ.
В 11.35 5 Дб-3ф 1-й АЭ.
В 12.14 пятерка 3-й АЭ.
Далее, практически без перерыва, начали взлетать самолеты 53-го ДБАП, всего 17 самолетов:
В 12.40 4 Дб-3ф 1-й АЭ и 1 Дб-3ф из 5 АЭ.
В 12.52 4 Дб-3ф 2-й АЭ.
В 12.56 7 Дб-3ф 3-й АЭ и 1 Дб-3ф упр.
Примерно в это же время 12.50 - 13.00 тремя звеньями стартовали 9 Дб-3 203-го ДБАП 51-й ДБАД.
Точное время вылета 9 Дб-3ф 7-го ДБАП и 6 Дб-3 204-го ДБАП не известно, но судя по приказу штаба 51-й ДБАД самолеты 7-го ДБАП должны были стартовать на 30-40 минут раньше 203-го ДБАП, а 204-го примерно в то же время.

Причем судя по приказу 51-й ДБАД и оперсводке 40-й ДБАД, толком обстановку в р-не Двинска советское командование не представляло, видимо по этой причине основной удар самолеты должны были наносить по колоннам на подступах к Даугавпилсу:
БОЕВОЙ ПРИКАЗ №4 Штаб 51 АД Выползово 27.06.41 10.00
карта: 1.000.000.
1. Противник имеет частичный тактический успех в направления ДВИНСК, своими передовыми мотомеханизированными частями
прорывается к Двинску и Орша. Погода в районе Двинск - облачность 10 баллов, высота 1000м, видимость 10 клм., местами осадки.
2. 51 АД с 14.00 до 15.00 27.06.41 производит бомбардирование мотомехколонн противника движущихся по шоссе ВОЛКОМИР - ДВИНСК.
3. 203 ДБП 27.06.41 в 14.50 тремя звеньями произвести бомбардировочный удар по танковой колонне противника - голова которой к 12.00 подходила к УТЯНЫ. Высота бомбометания 2000 м. Боезарядка 4 шт. ФАБ-100 и б шт. ФАБ-50 на самолет.
4. 204 ДБП в составе 2-х звеньев в 14.30 27.06.41 с высоты 1600 м. произвести бомбардировочный удар по танковой колонне противника в районе МЗ.БВЕРН.
5. 7 ДБП в составе 3-х звеньев в 13.40 27.06. с высоты 1800 м - 2000 м произвести бомбардировочный удар по колонне танков противника на участке шоссе УТЯНЫ, ЗАРАСАЙ /Ново-Александровск/.
6. Боезарядка для 204 и 7 ДБП по 10шт. ФАБ-100 на самолет. Ось маршрута Валдай, Холм, Себеж цель и обратно тот-же.
7. Мой КП- Выползово.
Командир 51 АД полковник /Жданов/.
Нач.штаба 51 АД полковник /Усачев/.

Оперативная сводка № 06 штаб 40 АД Кречевицы 27.6.41 15-00 карта: 1000000
1. 40 авиадивизия 27.6.41 в составе 40 экипажей действует по уничтожению танков и живой силы противника на участке: ДАУГАВПИЛС-ДЕГУЦЕ-УЦЯНЫ.
2. 53 ДБП в составе 17 экипажей с 13.00 действует по уничтожению танков и живой силы противника на участке ДАУГАВПИЛС-ДЕГУЦЕ. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 10 на самолет. Самолет вылетевший на разведку 8.25 капитан Крюков, в районе ОСТРОВ загорелся. Экипаж выбросился на парашютах благополучно.
3. 200 ДБП в составе экипажей с 10.34 действует по уничтожению танков и живой силы противника на участке ДАУГАВПИЛС-УЦЯНЫ. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 10 на самолет.
4. Части находятся в воздухе.
5. Дислокация частей без изменения.
Нач.штаба 40 АД полковник /Корсаков/.

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 334
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.15 00:12. Заголовок: Миша Т пишет: Соеди..


Миша Т пишет:

 цитата:
Соединения 1 АК РГК приказы были поставлены утром 25 июня:
БОЕВОЙ ПРИКАЗ 1 2 ШТАБ 51 АД ВЫПОЛ3ОВО 25.6.41 8.00.
карта: 1000000
1. Танковые, мотомеханизированные колонны противника прорываются с ТИЛЬЗИТ на ЩАУЛЯЙ.
Погода-облачность 6-8 баллов, высока 2000-3000 м, видимость 10-15 клм.
2. Дивизия 25.6.41 в период 15.00-17.00 сосредоточенным ударом полков уничтожает мотомеханизированные и танковые части противника на участке дороги КЕЛЬМЕ, ЩАУЛЯЙ.
3. 203 ДБП 25.6.41 в 15.00-16.00 двумя звеньями с высоты 2000-2500 метров бомбардировать мотомехколонны противника на-участке дороги КЕЛЬМЕ, ЩАУЛЯЙ.
4. 204 ДБП 25.6.41. 15.30-16.00 тремя звеньями с высоты 2000 м бомбардировать мотомехколонны противника на участке дороги КЕЛЬМЕ, ЩАУЛЯЙ.
5. 7 ДБП- 25.6.41 в период 15.00-16.00 девятью самолетами с высоты 2000-2500 м. бомбардировать мотомехколонны противника на участке дороги КЕЛЬМЕ, ШАУЛЯЙ.



Наконец кое-что удалось отыскать по этому дню у немцев. Вечером 25 июня отдел Ib 21-ой пехотной дивизии доложил о потерях в результате бомбежки: около 50 убитых и около 180 раненых. Позднее посмотрю по документам о более точных потерях. Именно эта дивизия 25 июня продвигалась по дороге Кельме-Шауляй и "попала под раздачу".

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4662
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.15 00:54. Заголовок: Свидинский пишет: Н..


Свидинский пишет:

 цитата:
Наконец кое-что удалось отыскать по этому дню у немцев. Вечером 25 июня отдел Ib 21-ой пехотной дивизии доложил о потерях в результате бомбежки: около 50 убитых и около 180 раненых. Позднее посмотрю по документам о более точных потерях. Именно эта дивизия 25 июня продвигалась по дороге Кельме-Шауляй и "попала под раздачу".



Спасибо огромное!
Таки значит урон, пусть не большой, но противник понес!

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4666
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.15 11:30. Заголовок: Первые бомбы на коло..


Первые бомбы на колонны двигающиеся по дорогам от Утены на Даугавпилс около 12.30, с высоты 1200 метров, сбросили экипажи восьми Дб-3ф 2-й и 5-й АЭ, соответственно 6 и 2.
На подходе к цели в 12.20 самолеты были атакованы 4 истребителями противника, но атака была отбита огнем стрелков-радистов. На юго-западной окраине Даугавпилса был обнаружен аэродром, на летном поле которого были обнаружены 7 самолетов, идентифицированные как Ме-109. Экипажами аэродром был обстрелян. В 12.30 на дорогах Утена - Дегуце - Даугавпилс были обнаружены многочисленные немецкие колонны и мотопехоты, на которые и были сброшены бомбы.
Если первым группам 200-го ДБАП удалось благополучно вернуться на свой аэродром, то вылетевшей на час позднее пятерке Дб-3ф 1-й АЭ повезло меньше, один самолет был сбит. Судя по заявке на победу оберлейтенанта Мютериха, один бомбардировщик, идентифицированный им как СБ, был сбит в 13.30 (в 12.30 по Берлинскому времени).
5/JG 54 Oblt. Hubert Müthcrich SB-2 ( 12.) 12.30.
Вернувшиеся экипажи заявили что на мехколонны с высоты 1000 метров сбросили 50 ФАБ-100.
Два звена 5 Дб-3ф 4-й АЭ вылетевшие около 11 часов также понесли потери - 2 самолета не вернулись на свой аэродром, но судя по всему на этот раз победу праздновали не истребители, а немецкие зенитчики. Возможно это было связано с тем что в отличии от предыдущих групп экипажи 4-й эскадрильи бомбили с Н=3000 м. Всего сбросили - 50 ФАБ-100.
А вот вылетевшую около полудня пятерку 3-й АЭ, которая отбомбилась с Н=1000 метров, сброшено 50 ФАБ-100, вновь атаковали немецкие истребители. Они смогли сбить один Дб-3ф, хотя победы заявили два пилота из 5-го штаффеля: унтер-офицер Ф.Цандер и л-т В.Кретчмер. Кто из них реально поразил советский самолет наверняка установить невозможно.
5/JG 54 Uffz. Friedrich Zander SB-2 (2.) 12.45
5/JG 54 Lt. Wolfgang Kretschmer SB-2 (1.) 12.45
Всего согласно оперсводке 200-го ДБАП 23 экипажа сбросили 240 ФАБ-100, кроме 4 экипажей не вернувшихся из боевых вылетов, на обратном пути из-за отказов моторов два самолета произвели посадки на "чужих" аэродромах Муры и Кречевицы, а самолет командира 4-й АЭ капитана Меркулова при вынужденной посадке в р-не Опочке был разбит.

Активные действия самолетов 200-го ДБАП видимо не на шутку встревожили противника, и судя по всему немцы начали патрулирование в воздухе крупными группами, не менее чем эскадрилья. Поэтому самолеты других полков появившиеся в 14.30 над шоссе Утена - Даугавпилс подверглись ожесточенным атакам немецких истребителей.
Сборная девятка 53-го ДБАП по 4 Дб-3ф 1-й и 4-й АЭ и 1 самолет из 5-й АЭ вышла в район цели компактной группой и имела все шансы при сохранении строя не понести потерь, но бомбить было приказано звеньями. Из рассказа штурмана одного из самолетов - А.И.Крылова можно представить подробности этого налета:
"По сигналу с КП смешанная девятка вылетела в расчетное время. Ее вел капитан Голубенков со штурманом Шведовским. День выдался погожий. В высоком небе легкими барашками проплывали облака. Перед вылетом ведущему звену было изменено задание. Оно должно было нанести удар по двинскому аэродрому, на котором, по данным воздушной разведки, села большая группа «мессеров». Перед летчиками ставилась задача: вывести из строя летное поле, уничтожить хотя бы часть самолетов.
Капитан Голубенков еще издали увидел аэродром, где на стоянках в тесных рядах стояло десятка два истребителей, а чуть дальше в кустарнике виднелось несколько брезентовых палаток. «Гады, расселись, словно у себя дома»,—подумал капитан и тут же распорядился:
— Ведомым звеньям действовать самостоятельно! Штурман Шведовский доложил:
— Несколько «мессеров» произвели запуск, будут взлетать!
— Ударим по истребителям! — доворачивая звено на цель, крикнул Голубенков.
Несколько пар «мессершмиттов» успели взлететь, других же гитлеровских пилотов настигли фугасные и осколочные бомбы на взлете.
— Сделаем повторный заход, прочешем фрицев пулеметным огнем! — командует Голубенков.
В стороне от аэродрома звено развернулось и со снижением устремилось на стоянки. Рев моторов, треск пулеметных очередей — все слилось в единый грозный гул. На земле горят истребители, опрокидываются исковерканные автомашины, в панике мечутся по аэродрому гитлеровцы...
Два других звена пошли в район заданных целей. Старший лейтенант Борис Колесников со штурманом Сергеем Стешенко в плотном строю атаковали мотомехколонну, шедшую по шоссе Дегучай — Двинск. На большом участке дороги длинной цепочкой медленно движутся артиллерийские тягачи с орудиями и прислугой, легкие танкетки, автомашины, штабные автобусы и множество другой военной техники.
— Ударим в голову колонны! — приказал Колесников.
— Понятно! — ответил лейтенант Стешенко и, прильнув к прицелу, стал ждать приближения цели.
Противник открыл беспорядочный огонь из «эрликонов» и крупнокалиберных пулеметов. Но было поздно, бомбы уже рвались на дороге, в гуще скопления живой силы и. техники врага. Особенно отличился экипаж В. В. Уромова со штурманом Вячеславом Колчиным. Товарищи положили серию фугасок на шоссе. Прямым попаданием они уничтожили три танкетки и несколько автомашин.
И тут звено бомбардировщиков атаковали две пары вражеских истребителей. Стрелок-радист Колесникова старшина Петр Гребенцов, участник войны с белофиннами, награжденный в то время орденом Красного Знамени, первой очередью сбил один «мессер». Раненный в ногу, он вместе с другими стрелками продолжал отбиваться. Врагу удалось сильно повредить самолет лейтенанта Уромова. Был перебит трос управления , разорвана покрышка одного колеса. При посадке на свой аэродром машину развернуло на 360 градусов. Благодаря высоким волевым качествам летчика и его мастерству удалось избежать аварии.
...Наконец в эфире раздался голос нашего командира звена старшего лейтенанта Михаила Привато:
— Внимание, впереди цель!
Мы уже видим на перегоне у небольшого полустанка два железнодорожных состава. Значит, работать будем по ним.
Враг встретил нас сильным огнем. В небе засверкали зловещие росчерки зенитных трасс. Выше нас, справа и слева вспыхивают оранжевые бутоны разрывов, по обшивке машины барабанят осколки.
«Только не промахнуться бы!» Нервы напряжены до предела, когда под огнем противника ведется боковая наводка и прицеливание. Навстречу, будто светлячки, строчки трассирующих пуль. Но, несмотря ни на что, штурман ведущего корабля старший лейтенант А. И. Герасимов командует, делает довороты на цель. Вот он нажал на кнопку, и из открытых люков нырнули первые бомбы. В этот момент и мы с Иваном Черненьким замкнули боевые кнопки. Прицельные данные оказались точными: на земле рвались вагоны, летели под откос платформы с техникой врага.
— Отлично, молодцы! — весело крикнул Григорий Стогниев.
Но радоваться было рано. На развороте вспыхнула машина Михаила Привато. Через минуту-другую в небе закачались два белых купола. «Ил», объятый пламенем, упал в лес.
Лавируя среди разрывов, мы быстро подстроились к самолету Скляренко и вместе продолжали разворот вправо. И тут неожиданно самолет Виктора сильно тряхнуло, его потянуло на нос, штурвал поддавался плохо. «Мог бы помочь Черненький — у него в кабине ручка управления», — подумал летчик. Но, глянув через открывшуюся шторку в полную дыма кабину штурмана, Скляренко понял; не может помочь ему Иван. Огромными усилиями летчик выровнял самолет и тут услышал голос стрелка-радиста Николая Ширченко:
— Нас атакуют истребители!
— Огонь по фашистам! — приказал Скляренко. Тут же старшина вместе со стрелком-радистом нашего самолета Алексеем Сарычевым стали отбиваться от наседавших «мессеров». Один из них как бы натолкнулся на светлую строчку ШКАСа и отвалил в сторону. Но другие стервятники продолжают атаковать. На крыле и фюзеляже самолета Скляренко появились зловещие языки пламени. Виктор, тревожно окликнув Ширченко, скомандовал: «Прыгать!» Но длинная очередь пулемета старшины внезапно оборвалась. В послышался невнятный крик...
После очередной вражеской атаки горящий бомбардировщик Скляренко снова входит в пике. Теперь у летчика не хватает усилий, чтобы вывести его в горизонтальный полет.
— Вести наблюдение за самолетом Скляренко! — властно произнес Стогниев.
Открыв крышки нижнего люка, я через остекление стал наблюдать за землей. Внизу лес, хуторки и снова лес — эта местность в 15—20 километрах севернее Двинска. Машина Виктора пронеслась над каким-то поселком, потом от нее отделился купол парашюта, а чуть дальше в воздух взметнулся столб огня и дыма.
— Самолет Скляренко взорвался, кто-то прыгнул с парашютом, — чужим голосом доложил я командиру.
— Сам видел все! — тихо ответил Стогниев и тут же твердо добавил: — Смотреть в оба за «мессерами», попытаемся уйти в облака.
Форсируя моторы, командир повел самолет вверх. Вскоре мы услышали тревожный голос Сарычева:
— За нами гонятся истребители!
— Не подпускать к самолету! — крикнул Стогниев. И тотчас ударил ШКАС стрелка-радиста. «Ил» словно встрепенулся, задрожал всем корпусом.
— Что, струсил, гад, отваливаешь! — на миг прекратив стрельбу, радостно кричит стрелок.
Но в этот момент сверху на нас устремился другой «мессер». Несмотря на огонь Сарычева, он сблизился с нашим бомбардировщиком и дал залповую очередь. Трассирующие пули дырявят фюзеляж, рвут обшивку крыльев. Послышался стон старшего сержанта:
— Я ранен...
Все-таки Стогниев выиграл у врага драгоценные секунды, успел войти в облака и уйти из-под огня противника.
Спросив у Сарычева о ранении, Стогниев участливо посоветовал:
— Потерпи, Алеша. Постараемся дотянуть до аэродрома.
Домой летели кратчайшим путем. Сарычев крепился, даже передал на КП несколько радиограмм о результатах боевой работы.
После приземления подрулили к командному пункту, где уже стояла санитарная машина. Мы бережно вытащили Сарычева из кабины и уложили на носилки. Ранение у Алексея оказалось тяжелым. Прощаясь, он сказал:
— За все спасибо, друзья! Я еще обязательно вернусь в родной полк.
Сарычева увезли в дивизионный госпиталь, а оттуда эвакуировали в тыл. И только через год вернулся старший сержант в часть. В его документах значилось: «Старший сержант Сарычев ограниченно годен к летной работе». Вначале его устроили в полковой радиоузел дежурным. А через месяц-другой он упросил командира полка, и ему разрешили занять место воздушного стрелка-радиста. И вновь Алексей вместе со своим экипажем стал летать в глубокий тыл врага на самые ответственные задания. За храбрость и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками старший сержант Алексей Сарычев был награжден многими орденами и медалями.
На этом можно было бы и закончить рассказ о нашем первом вылете в район Двинска, если бы не одно обстоятельство.
Уже в наши дни, через тридцать два года, мы узнали некоторые подробности, связанные с гибелью экипажа В. К. Скляренко.
Красные следопыты нашли место падения самолета Виктора Скляренко. Вскоре юные патриоты отыскали и могилу отважного летчика. Как свидетельствуют местные жители, бомбардировщик упал в болото близ деревни Гранцовка, Калупского сельсовета. Недалеко от этого места приземлился и обгоревший летчик. Люди прибежали к нему на помощь, но он был уже мертв".

Из рассказа следует что сборную группу из экипажей 1 и 2 АЭ полка возглавил командир 5-й эскадрильи капитан Голубенков, после выхода на цель бомбили звеньями. Все три звена подверглись атакам истребителей, два самолета звена 2-й АЭ ст.л-та Привато и л-та Скляренко были сбиты истребителями, а стрелок третьего самолета звена ранен. У немцев победы одержали пилоты 5 и 6 штаффеля оберлейтенант В.Шпате и унтерофицер Х.Бюхнер:
5/JG 54 Oblt. Wolfgang Späte SB-2 (4.) 13.35 östlich Dünaburg
6/JG 54 Uffz. Heinz Büchner DB-3 (1.) 13.35
Довольно спорно утверждение о бомбежке звеном Голубенкова аэродрома, тем более что про это не упоминается ни в одном из документов, но в целом, если не учитывать придуманные разговоры погибших членов экипажей других самолетов, этот рассказ довольно точно отображает боя, но есть и довольно интересные нюансы. К примеру вот как этот вылет описан в Боевом донесении №05 штаба 53-го ДБАП:
"2 и 4 аэ 13.00 в составе 9 самолетов вылетели с аэродрома Рельбицы для бомбардирования момтомехчастей противника на шоссе Даугавпилс – Дегуце. 14.30 бомбили цель с Н=2000 метров. Сброшено 81 ФАБ-100.
В районе цели экипажи были атакованы истребителями и обстреляны ЗА.
Звено ст.лейт. Привато после бомбометания было атаковано 1 истребителем, который первой атакой зажег правую плоскость самолета с-та ст.лейт. Привато, два члена экипажа выбросились из с-та на парашютах в р-не мз.Бевери 25 км. С.З. Даугавпилс. Самолет пошел со снижением нормально без разворотов и был потерян и был потерян наблюдавшими экипажами из-за облачности.
Вторую атаку истребитель произвел по экипажу ст.лейт. Скляренко, который после атаки резко с пикированием пошел к низу оставляя след незначительного черного дыма.
Третью атаку истребитель произвел по экипажу ст.лейт.Ленькина которому пробил плоскости и фюзеляж пулями. Радист Сарычев отражая атаку сбил истребитель. Возвращаясь на свой аэродром, экипаж ст.лейт.Ленькина в р-не Лудза, 35 км вост. Резекне, был атакован двумя истребителями тип 153, которые сделали по нему 2-3 очереди каждый, ранили стрелка-радиста Сарычева в ногу и только после нескольких сигналов покачиванием одна из чаек подошла вплотную к самолету и опознала свой самолет и развернувшись ушли.
В результате атак весь самолет избит пулями, причем следы пробоин наших с-ов (чаек) имеют темный – обгоревший , а следы стрельбы истребителя пр-ка белый блеск.
Звено ст.лейт.Богачева, атакованное пятью истребителями ушло в облака и оторвалось, после атаки в экипаже лейт.Колесникова ранен радист Гребенцов в ногу рана незначительная. Его самолет имеет много пробоин. Второй экипаж лейт.Уромова после атаки получил повреждения в управлении, оказались перебиты троса триммера. Самолет вел летчик с помощью штурмана. Потеряв ориентировку экипаж сумел экипаж сумел ее восстановить в районе Дно, пришел на свой аэродром и посадил с-т с пробитой камерой на левом колесе.
Звено лейт.Князева выполнив задание вернулось на свой аэродром и произвело , посадку нормально, по докладу радиста Фомченко из экипажа … им сбит один истребитель в р-не цели".

Неправда ли забавно что ветеран неверно называет даже фамилию пилота своего экипажа, этот пример в который раз показывает что нельзя слепо доверять воспоминаниям.
Про историю с атакой своего самолета парой И-153 А.И.Крылов также умолчал, однако это конечно уже конечно не забывчивость, просто рассказать про досадный эпизод "дружественного огня" в советское время было естественно не реально...
Довольно странно что в оперсводке в качестве ведущего третьего звена упомянут ст.л-т Князев, хотя вполне вероятно что это банальное указание командира звена "по документам", а то что фактически вел звено командир из другой эскадрильи видимо осталось за кадром.

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 335
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.15 21:55. Заголовок: Миша Т пишет: 5/JG ..


Миша Т пишет:

 цитата:
5/JG 54 Uffz. Heinz Büchner DB-3 (1.) 13.35



Маленькая поправка. Бюхнер из 6-ой эскадрильи.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4667
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.15 22:29. Заголовок: Свидинский пишет: ..


Свидинский пишет:
[quote]`

Да извиняюсь - невнимательно переписывал...

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4670
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.15 01:13. Заголовок: Примерно в то же вре..


Примерно в то же время - около 14.30 в р-не Зарасая и на дороге Утена - Даугавпилс атаковали свои цели три звена - 9 Дб-3 203-го ДБАП и семерка Дб-3ф 3-й АЭ и упр.53-го ДБАП (6 и 1 Дб-3ф соответственно).
Согласно оперсводке 203-го ДБАП звено м-ра Смирнова около 14.40 было атаковано одним Ме-109, в результате чего повреждения получили ведомые самолеты ст.л-та Логинова и л-та Лоскутова, машина которого при посадке из-за боевых повреждений шасси легла на живот. В 14.35 звено с Н=1600 м, сбросило бомбы на скопление танков в р-не Зарасая, в районе цели звено было обстреляно огнем ЗА.
Второе звено ведущий ст.л-т Дмитриев в 14.30 отбомбилось по скоплению танков на юго-западной окраине Зарасая. В 14.40 самолеты звена подверглись атакам Ме-109, в результате был сбит Дб-3 мл.л-та Шалик, самолет ст.л-т Дмитриева получил 10 попаданий, был ранен стрелок-радист ст.сер-т Козлов. Экипаж второго ведомого мл.л-та Николаева, стрелок-радист мл.сер-т Дюнин, заявил победу над Ме-109, который якобы упал объятый пламенем южнее Даугавпилса.
Третье звено 4 АЭ ведомое к-ом Васильевым сбросило бомбы в 14.27 с Н=2200 метров на колонну танков в р-не Довгели - Дегуце (Довгели - Даугайляй - 15 км восточнее Утена, Дегуце - Дегучай оба н.п., на дороге Утена - Даугавпилс). В 14.50 звено было атаковано истребителями противника в р-не Пуша, в результате воздушного боя были сбиты ведомые экипажи зам.комэска ст.л-та Кузнецова и ком.звена мл.л-та Васильева.
Всего экипажи 203 ДБАП сбросили на врага 36 ФАБ-100 и 62 ФАБ-50
Подробности о действиях группы 53-го ДБАП вновь позаимствуем в мемуарах А.И.Крылова:
"...В первом вылете 27 июня 1-я и 3-я эскадрильи нашего полка в составе семи самолетов бомбардировали мотомехвойска противника на шоссе в районе Зарасая. Прямым попаданием бомб уничтожено несколько автомашин с живой силой врага, три тягача с орудиями и штабной автобус. Бомбардировщики были атакованы пятью «мессершмиттами». Самолет лейтенанта В.Л.Алексеева был сбит. Кто-то из экипажа выпрыгнул с парашютом".
Ну и "по традиции" сравним рассказ А.И.Крылова с оперсводкой 53 ДБАП:
"Семь самолетов 1 и 3 АЭ 12.25 вылетели для бомбардировочного удара. В 14.16 бомбили цель с Н=1000 м. Сброшено 67 ФАБ-100.
В районе цели экипажи были атакованы истребителями и обстреляны ЗА.
Не вернулись на свой аэродром: 1) Экипаж лейт. Алексеева, штурман Тимохин, радист Ивасенко. По наблюдениям экипажей с-т сбит истр. противника, один из членов экипажа, кто не известно, выпрыгнул на парашюте.
2) экипаж лейт. Сафонова, который на обратном маршруте проскочил аэродром и сел на аэродроме Кречевицы.
В экипаже капитана Язькова ранен в ногу стрелок в/т 2 р. Гукалин. Самолет имеет 3 пробоины.
Самолет ст.лейт. Зуева имеет три пробоины от пушечных снарядов и несколько пулевых.
По заявлению экипажей в воздушном бою сбит один истребитель противника.
Экипажи готовятся к последующему вылету".

Интересно что и в воспоминаниях Крылов и оперсводке в группе фигурируют самолеты 1 и 3 АЭ, хотя в ведомости боевых действий штаба 40 ДБАД, где детализированы все вылеты по времени и составу с точностью до самолета, данные другие 6 Дб-3ф из 3 АЭ и 1 из упр. полка. Но наличие в составе группы капитана А.Б.Язькова, командира 1-й эскадрильи говорит об обратном, видимо в донесение в штаб дивизии закралась ошибка. Однако имея такое сходство в "показаниях" Крылова и оперсводке наводит на мысль о том что Крылов при написании своих мемуаров пользовался данными архива, но по каким то причинам менял некоторые моменты.

В этих воздушных боях вновь отличились пилоты II группы JG 54, причем 3 победы заявили пилоты 5-го штаффеля, которым в этот день везло больше чем коллегам из 4 и 6 эскадрилий.
5/JG 54 Obfw. Leopold Fröhlich SB-2 (1.) 13.45
5/JG 54 Fw. Friedrich Oppermann SB-2 (1.) 13.45
5./JG54 Oblt. Wolfgang Späte SB-2 (5.) 13.50 östlich Dünaburg
6./JG54 Lt. Horst Hannig DB-3 (2.) 13.50
Стрелки радисты 53 ДБАП заявили 3 сбитых немецких истребителя, идентифицированных ими как Ме-109ф, это видимо первый случай верной идентификации самолетов этого типа на советско-германском фронте в 1941 году. Кроме вышеупомянутого Гребенцова, победы заявили Сарычев и Бондарец. Кроме трех сбитых в воздушном бою Дб-3ф, один самолет л-т Сафонов выполнил посадку на другом аэродроме, вероятно в результате повреждений, кроме того были ранены три стрелка радиста: воентехник 2 р.Гукалин, ст.сер-ты Сарычев и Гребенцов. Всего экипажи полка сбросили 148 ФАБ-100.
Вторая группа 27 июня действительно имела потери - два самолета были повреждены, причем в причинах одного из них четко написано "в результате воздушного боя с СБ в р-не Краслава", а пилот Ф.Опперманн был ранен. В причинах повреждения другого указано в результате воздушного боя в р-не Дюнабург:
5./JG 54 Fw. Friedrich Oppermann, verw. Luftkampf SB-2, bei Kraslawa, Bf 109 F-2 №12 603 - 45%.
II./JG 54 Luftkampf, Dünaburg, Bf 109 F-2 № 8951 - 40%.

Обеденные вылеты завершал полет экипажа л-та Белоусова, судя по мемуарам Крылова это был вылет на разведку, но вероятно экипаж был отправлен для контроля бомбометания самолетов полка. Согласно оперсводке 53-го ДБАП разведчик стартовал в 13.45 и на свой аэродром не возвратился.Ну не везло 27 июня разведчикам 53-го ДБАП, Первый был сбит своими истребителями, один вернулся из-за неисправности, а причиной не возвращения третьего самолета стали немецкие истребители. Победу над СБ в 15.10 (14.10 по Берлинскому времени) заявил пилот 4-й эскадрильи л-т Р.Хюнерфельд.
4./JG54 Lt. Rudolf Hünerfeld SB-2 (1.) 14.10.
Впоследствии летчик и штурман вернулись в полк, стрелок-радист Е.Василенко погиб, некоторые подробности этого полета рассказывает в своей книге А.И.Крылов:
"Маскируясь в облаках, Белоусов решил скрытно подойти к Двинску. Вскоре штурман Гончаренко передал:
— Впереди цель. Устанавливаю данные на бомбоприцел.
«Скоро последует команда: боевой. А пока надо следить за воздухом», — подумал командир. И как-то тревожно стукнуло сердце: справа заходили для атаки два «мессера». Они тут же открыли огонь. Слева тоже засверкали, заискрились на солнце огненные трассы: еще пара стала наседать на одинокий бомбардировщик.
Задымила левая консоль, вспыхнуло пламя. Белоусов бросил самолет в резкое скольжение, но пламя не сбил. Маневр в облако — оторваться бы от стервятников. Но они не отстают. Пулеметные трассы дырявят плоскости, фюзеляж. Слышен тревожный голос стрелка-радиста:
— «Мессеры» атакуют сверху и снизу!
Сильно затрясло самолет — это отбивается Василенко. Вот он зацепил одного фашиста, тот метнулся как ошпаренный и, клюнув носом, со шлейфом черного дыма скрылся за облачностью. Но силы были не равны. Еще и еще последовали атаки. Новый шквал огня обжег корабль. Бессильно клонится на турель Женя Василенко. Напрасно зовет его командир...
Белоусов бросил взгляд на плоскость: в крышке консольного бака образовалась огромная пробоина, там бушует пламя, оно подбирается ко второму баку и фюзеляжу. В какое-то мгновение командир подумал: «Почему молчит штурман Гончаренко? Может быть, и он сражен?» Летчик почувствовал, как в открытую шторку из кабины штурмана потянуло сквозняком. Старшего лейтенанта там не было... Лейтенант вдруг встрепенулся: «Самолет над целью. Надо немедленно сбросить бомбы!»
Белоусов нащупал ручку аварийного сбрасывателя. Резко взял ее на себя, потом дослал вперед. Враз открылись люки, и из них посыпались бомбы... Потом об этом одиночном бомбометании расскажут нашим представителям местные жители, подтверждая тот факт, что бомбил одиночный двухмоторный самолет, который сильно дымил. От прямого попадания бомбы взлетел на воздух артиллерийский склад гитлеровцев.
Так лейтенант Николай Иванович Белоусов выполнил задание командования. Оставшись один на горящем самолете, не покинул его, стремился дотянуть до своих. В какой-то момент отказал левый мотор, машину потянуло с курса. Летчик снова вывел корабль на 90 градусов, чтобы наверняка лететь к своим.
Перед тем как прыгать, Белоусов оглянулся. В хвосте, словно конвоир, шел «мессер». Он, видимо, не хотел тратить боеприпасы. Бомбардировщик был обречен, и гитлеровец ждал парашютистов. Но купола не раскрывались. «Мессер» через минуту развернулся, и тут же позади него рвануло. Самолет стал разваливаться. А за секунду до этого Белоусов выбросился с парашютом. Не сразу он нашел кольцо. Воздушным потоком с летчика сорвало унты. Приземлился лейтенант удачно, на лесной поляне".

Если судить по этому тексту, необходимо отметить что для первой победы пилот немецкого истребителя вел себя весьма хладнокровно.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4679
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.15 20:39. Заголовок: Про действия группы ..


Про действия группы 204 ДБАП никаких подробностей нет, кроме того что все 6 вылетевших на боевое задание самолетов вернулись на свой аэродром.
Таким образом примерно до 15.00 на бомбардировку целей на дорогах ведущих с запада не Даугавпилс летали 39 самолетов 40-й ДБАД и 24 из 51-й ДБАД. Кроме того еще 3 вылета экипажи 53-го ДБАП выполнили на разведку.
Наверняка немецкие тыловики и возможно какие то корпусные части 56-го МК пострадали от бомбежек, но собственно боевые группы 8-й ТД еще 26 июня переправились на восточный берег и выражаясь языком И.И.Киндюшева - "топтались на месте", но на восточном берегу Западной Двины, а советские бомбы 27 июня падали на западном берегу и никакого вреда им нанести естественно не могли...
Ну а действия большинства частей мелкими группами предопределило высокие потери от истребителей, причем судя по всему потерь было бы больше, но помогла погода, облачность в районе цели (5-6 балов высота 1000 - 3000 м.), спасла не один экипаж от противника.
Вероятно ухудшающаяся погода не позволила провести повторный боевой вылет только экипажам 200 ДБАП вылетевшим утром, а 7, 53, 203 и 204 ДБАП возвратившиеся позднее уже не решились отправить на боевой задание. Поэтому последние вылеты на Даугавпилс выполнили 6 Дб-3ф 5-й АЭ 200-го ДБАП. в 19.00 4 экипажа сбросили 40 ФАБ-100 на противника в р-не Зарасай (два самолета вернулись из-за отказа мотора). Немецкие истребители прозевали этот налет, но все самолеты имели много пробоин от огня ЗА.
Из частей ВВС СЗФ только 54 СБАП 57 САД смог поддержать действия самолетов 1 АК. В 20.45 экипажи 4 СБ с высоты 1500 м., выполнили бомбардировку аэродрома Двинск, по докладам экипажей на летном поле были уничтожены несколько "мессершмитов" и "хеншелей". Что не подтверждается немецкими данными, советские самолеты без потерь вернулись на а-м Опочка.
Эти налеты стали последними боевыми вылетами ВВС КА 27.06 по немецким войскам в р-не Даугавпилса. Совершенно очевидно что атаки 67 Дб-3/3ф и 4 СБ, к тому же в основном выполненных по целям на западном берегу, ни как не могли помешать боевым группам 8-й ТД 56-го МК укреплять плацдарм на восточном берегу.
Итого имеем 71 вылет бомбардировщиков за 27.06.41 по р-ну Двинска, немецкими данными я к сожалению не располагаю, но думаю что их и не было, собственно из-за того что боевые части корпуса не подверглись бомбежке. И напротив удары самолетов 31-го СБАП днем ранее немцы "заметили" и "оценили" в истории 8 ТД:
"Русские двухмоторные бомбардировщики несколькими волнами атаковали мост через Двину и наши танки."

Резко ухудшившаяся погода не позволила проводить активные действия авиации 28 июня 1941 года, частично удались налеты выполненные ранним утром. Про вылеты 4 САД я уже написал, а в р-не Даугавпилса продолжали действовать самолеты 54 СБАП, к которым присоединились машины 46 СБАП.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4683
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.15 11:50. Заголовок: Резко ухудшившаяся п..


Резко ухудшившаяся погода не позволила проводить активные действия авиации 28 июня 1941 года, частично удались налеты выполненные ранним утром. Про вылеты 4 САД я уже написал, а в р-не Даугавпилса продолжили действовать самолеты 54-го СБАП, к которым присоединились экипажи из 46-го СБАП.
10 СБ из них 6 из 54-го и 4 из 46-го СБАП в 4.10 - 4.20 звеньями с Н= 650-750 м., бомбили мотомехколонну на северо-восточной окраине Даугавпилса. Всего сброшено 60 ФАБ-100. В р-не цели самолеты подверглись интенсивному обстрелу ЗА и атакам истребителей.
Немецкая ПВО естественно была "наготове", ведь 26-27 июня советские самолеты атаковали цели в р-не Даугавпилса, поэтому с раннего утра 28 июня немецкие истребители патрулировали над плацдармом. 27.06 II/JG54 перебазировалась непосредственно на а-м Двинск, поэтому немецким пилотам даже не надо было тратить время на полет до р-на прикрытия.
В результате воздушного боя были потеряны два СБ из 54-го СБАП и один из 46-го. Победы заявили немецкие пилоты из 4-го штаффеля:
4./JG 54 Gefr. Heinrich Wefers DB-3 (1.) 03.22.
4./JG 54 Lt. Sigurd Haala SB-2 (1.) 03.52.
Еще один пилот этой же эскадрильи Oblt. Carl Sattig заявил SB-2 в 5.30 - но скорее всего это ошибка и время видимо должно быть 3.30.
Кроме того на обратном пути один экипаж 54-го СБАП пилот л-т Калинин произвел вынужденную посадку из-за отказа матчасти, а многие из вернувшихся самолетов получили повреждения от огня ЗА.
Про утренние действия полков 4-й САД я уже писал выше, дальнейшие действия стали не возможны из-за резко ухудшившейся погоды, которая на двое суток приковала к земле основную массу авиации.

Необходимо отметить что 27-28 июня, самолеты ВВС СЗФ вели интенсивную разведку, причем если 27 июня это был преимущественно р-н Даугавпилса, то 28 июня разведку пытались вести уже практически над всей территорией фронта, а самолетами 1 АК и по тылам противника в Восточной Пруссии.
А вечером 28.06, видимо получив тревожные донесения от частей сражавшихся в р-не Якобпилса, командование фронта повторно (утром задачу ставили 50-у СБАП) приказало штабу 31-у СБАП выполнить разведку и бомбометание мотомехчастей противника в р-не Якобпилс - Крустпилс. Однако вылетевшее в 20.15 звено так и не смогло ничего обнаружить в заданном районе из-за дождя и низкой облачности и вернулось на свой аэродром ни с чем.
Однако судя, по всему сведения о переправе немецких мотострелков на восточный берег Западной Двины и возможно о постройке переправы стало все таки известно командованию СЗФ, потому что уже в ночь на 29 июня частям 6 САД и 1 АК была поставлена задача бомбить переправу у Крустпилса. Правда задачи ставились весьма ограниченным силам - поредевшими полками 6 САД и 51 ДБАД. Основная часть самолетов ВВС СЗФ и 1 АК нацеливалась на р-н Даугавпилса. Фактически действия в р-не Якобпилс - Крустпилс больше походили на боевую разведку.
"БОЕВОЙ ПРИКАЗ №5 ШТАБ 51 АД ВЫПОЛ3ОВО, 29.6.41 5.40.
карта: 1.000.000
1. Противник сосредотачивает крупные танковые силы в районе ДВИНСК, УЦЯНЫ и на севере по западному берегу реки З.Двина.
Сосредоточение частей перекрываются ЗА.
2. 40 АД 29.6.41 уничтожает танковые части противника в районе ДВИНСК, УЦЯНЫ.
3. 51 АД 29 .6 .41 уничтожает танковые части противника в районе ДВИНСК, УЦЯНЫ, ЕКАБПИЛС.
4. 7 ДБП 29.6.41 девятью самолетами бомбардировать скопление танков противника в районе. ДВИНСК, УЦЯНЫ, ЕКАБПИЛС. Боевая зарядка ФАБ-100 и ФАБ-50. Вылет по готовности.
5. 203 ДБП 29.6.41 6-ю самолетами бомбардировать танки противника в районе ДВИНСК, УЦЯНЫ, ЕКАБПИЛС. Боевая зарядка ФАБ-100 Вылет по готовности.
6. Ось маршрута Валдай, Холм, Себеж, Двинск цель обратно: Режица, Холм, Валдай.
7. Мой Кп - Выползово.
Командир 51 АД полковник /Жуков/.
Нач.штаба 51 АД полковник /Усачев/."

Первыми, еще фактически еще ночью в 1.45, стартовали 8 СБ и 2 Пе-2 40-го СБАП 6-й САД. Видимо это был первый ночной вылет Пе-2 в Великой Отечественной войне, ну и уж точно первый вылет на СЗФ. Экипажам была поставлена следующая задача: "Разрушение переправы в районе Крустпилс и установить наличие войск в районе Крустпилс."
Однако из-за плохой видимости в р-не цели одно звено СБ и пара Пе-2 вернулись не сбросив бомбы. Второе звено СБ, ведущий к-н Селянкин, с высоты 300 метров, сбросило бомбы на мост, по докладам штурманов - мост взорван. Причем если судить по этой записи в ЖБД 40-го СБАП, то не совсем понятно что констатировали экипажи, то ли что что мост уже был взорван, то ли то что мост взорван в результате бомбометания. В любом случае видимо бомбы были сброшены на уже подорванный саперами мост, что в условиях плохой погоды не удивительно. Самолеты полка без потерь вернулись на аэродром Дно-Гривочки.

Для частей 7-й и 57-й САД и 40-й ДБАД оставалась прежняя задача - работать по немецким мехчастям в р-не Даугавпилса. Вот как это звучало в приказе штаба ВВС СЗФ командиру 7-й САД:
"Командиру 7 САД.
В течении 29.6.41 командующий приказал.
а) Бомбардировочной авиации:
Уничтожать подходящие колонны пр-ка к Двинску и выходящие из Двинска.
Вылет Вашим распоряжением по данным разведки.
б) Истребит и штурмовой авиации:
Вести разведку переправ на реке Зап.Двина и наличие подхода к ним частей пр-ка.
Напряжение 3 вылета для истребительной авиации и 2 вылета для бомбардировочной авиации.
Зам.н-ика штаба ВВС С-ЗФр полковник /Рассказов/.
28.6.41г."



Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4694
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.15 22:58. Заголовок: Утром 29.06 56-й МК ..


Утром 29.06 56-й МК начал "вскрытие" плацдарма у Даугавпилса. Накануне робкие попытки советских войск контратаковать были довольно легко отбиты, о чем свидетельствуют как документы советского 21 МК, так и история немецкой 8 ТД, советские части после этой неудачи отошли от Даугавпилса на 25 км восточнее и заняли оборону на рубеже оз.Вырочно (Вейругнас), оз.Лукнас, р.Дубна. А так как вечеру на плацдарм переправились части дивизии СС МГ, то утром уже ничего не мешало Манштейну продолжить наступление.

Командующий фронтом генерал-полковник Кузнецов, послал в генеральный штаб довольно размытое донесение, видимо пытаясь мягко выпросить разрешение на оставление рубежа Западной Двины, что "де факто" и так собственно уже произошло:
"БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ОТ 29 ИЮНЯ 1941 г. О ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК ФРОНТА В РАЙОНЕ ДВИНСК. Москва. Генеральный Штаб [генерал-лейтенанту] Ватутину.
У Двинск наши силы: две воздушно-десантные бригады, из коих одна фактически не существует из-за понесенных потерь, два сводных полка, сформированных из отставших, остатки 2-й танковой дивизии без единого танка и 46-я моторизованная дивизия 21-го механизированного корпуса – всего 1000 человек.
Силы противника в Двинск: не менее пехотной дивизии, установлено 100 танков и повседневное превосходство в воздухе.
21-й механизированный корпус танков “КВ” не имеет, что подтвердил только что лично командир корпуса [генерал-майор] Лелюшенко и помощник командира корпуса бригинженер Кац. Очевидно, танки в пути.
Усиленный стрелковый полк 112-й стрелковой дивизии не прибыл. 28.6.41 г. атака у Двинск проведена фактически одной нашей пехотой, понесшей серьезные потери. Противник огнем артиллерии, огнеметов и пулеметов атаку отразил. В атаке уничтожены две роты пехоты противника. Наши потери свыше 600 человек только ранеными.
1-й авиационный корпус 28.6.41 г. удара по Двинск не нанес. 29.6.41 г. тоже, видимо, не вылетал. То же и 4-я смешанная авиационная дивизия.
Третья атака одной нашей пехотой не приведет к успеху; прошу доложить Народному комиссару обороны атаку отложить до сосредоточения 24-го и 41-го стрелковых корпусов. До получения ответа остаюсь на месте.
Командующий войсками Северо-Западного фронта генерал-полковник Кузнецов
Член Военного совета фронта корпусный комиссар Диброва.
Начальник штаба фронта генерал-лейтенант Кленов
29.6.41г. 14.30."


Интересно кстати что зная о форсировании З.Двины еще и у Екабпилса, как минимум в 13.30 29.06.41 года, в своем донесении Кузнецов даже не упоминает об этом. Правда в оперативной сводке за день 29.06 Кузнецов все же робко доносит о том что переправив на плотах, хорошо хоть не на резиновых лотках, немцы уже и в р-не Крустпилса создали плацдарм в р-не Плявинас, но исключительно пехотными частями:
"Оперативная сводка штаба Северо-Западного фронта от 29 июня 1941 г. о результатах боевых действий войск фронта на рижском и двинском направлениях Заместителю начальника Генерального Штаба Красной Армии Ватутину.
ШТАБ СЗФ ЛЕС 4 км ЮГО-ВОСТОЧНЕЕ РЕЗЕКНЕ 29.6.41 Карты 500 000 1930 г. и 100 000.
Первое. Рижское направление. Части 8-й армии вечером 28.6.41 г. и в ночь на 29.6.41 г. переправились на северный берег р. Зап. Двина.
По сообщению командующего войсками Прибалтийского военного округа, к утру 29.6.41 г. основные силы 8-й армии переправились.
Точных сведений о расположении каждого соединения армии получить не удалось, связь работает с большими перебоями.
Части 67-й стрелковой дивизии, [28-й] мотострелковый полк 28-й танковой дивизии и Рижское пехотное училище отходят из района Либава. Сведений о них нет.
В боях в районе Мешкуйчай погиб со своей оперативной группой командир 12-го механизированного корпуса [генерал-майор] Шестопалов.
12-й механизированный корпус, имеющий большие потери, собирается в районе ст. Тегумс. Решением командующего фронтом части корпуса выводятся в район Мадона.
Второе. Двинское направление. Предпринятая контратака 28.6.41 г. группой войск 27-й армии (21-й механизированный корпус, сводная дивизия, части 5-го воздушно-десантного корпуса) с целью захвата Двинск положительных результатов не дала, и наши части к утру 29.6.41 г. отошли на новый оборонительный рубеж – оз. Вырочно, оз. Лукнас-эзерс, р. Дубна.
В боях участвует 226-я пехотная дивизия, усиленная одним артиллерийским полком и группой танков.
В районе Плявинас противник сосредоточил не менее пехотной дивизии с танками и в ночь на 29.6.41 г. переправил на плотах до двух пехотных полков с танками на северный берег р. Зап. Двина.
Крустпилс занят противником, откуда [он] ведет дальнейшее наступление силой до двух пехотных дивизий с танками.
Начальник штаба фронта генерал-лейтенант П. Кленов
Заместитель начальника Оперативного отдела полковник С. Киносян"


Вечером Москва жестко отреагировала. Кузнецова буквально ткнули носом, как котенка в лужу четко объяснив что даже в Москве уже разобрались в ситуации, больше слушать от него туфту не будут, и однозначно указали на направление главных ударов немцев. Из приказа ВГК №0096 от 29.06.41г:
"1. Противник против войск Северо-Западного фронта наносит главный удар на фронте Двинск, Якобштадт в общем направлении на Псков. Вспомогательный удар наносится через Ригу.
К исходу 29.06 крупные колонны мотомехвойск и пехоты обнаружены в движении из района Каунас, Поневеж в направлениях на Двинск и Якобштадт.
2. Левее 22-я армия имеет соприкосновение с противником только на участке Друя.
3. Войскам Северо-Западного фронта продолжать оборону на фронте Рига, Якобштадт, озеро Лукнас, имея главной своей задачей не допустить прорыва противника со стороны Двинска и от Якобштадта в северном и северо-восточном направлениях. Резервы фронта сосредоточить в районах Режица, ст. Мадона, Цесис, Смильтен. Глубокие фронтовые резервы в составе 41 ск, 22 ск и 1 мк сосредоточить в районах Пскова, Острова, Новоржева, Порхова. Основной задачей этих резервов ставлю: опираясь на Псковский и Островский УРы, подготовить упорную оборону и прочно закрыть направление на Ленинград. Местность, прилегающую к переднему краю на глубину до 10 км, подготовить к заграждению.
4. В случае отхода с рубежа р. Западная Двина принять все меры к сбережению войск фронта и организованному выходу их за УР. При отходе на всех путях производить массовые заграждения, уничтожение мостов, желдор-сооружений, уничтожить линии связи, выводить с территории все транспортные средства и конский состав.
5. Границы прежние.
ТИМОШЕНКО СТАЛИН ЖУКОВ ЦАМО. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 111. Л. 1, 2."


Вероятно общий смысл приказа был доведен Кузнецову еще в обед, сразу после отправки его донесения Ватутину, после чего ВВС фронта были резко переориентированы и теперь должны были действовать примерно в равных пропорциях по плацдарму в р-не Двинска и Крустпилса...

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 337
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 01:16. Заголовок: Свидинский пишет: П..


Свидинский пишет:

 цитата:
Позднее посмотрю по документам о более точных потерях.



Итак с 20.00 24.6 по 20.00 25.6 21 пд потеряла 30 убитых, 128 раненых и 3 пропавших без вести.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4695
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 01:35. Заголовок: Свидинский пишет: И..


Свидинский пишет:

 цитата:
Итак с 20.00 24.6 по 20.00 25.6 21 пд потеряла 30 убитых, 128 раненых и 3 пропавших без вести.



Спасибо огромное!

Спасибо: 0 
Профиль
Моонзундец
постоянный участник




Сообщение: 1742
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 17:36. Заголовок: Уважаемый Михаил! &#..


Уважаемый Михаил!
"Навёл" на эту тему моего коллегу - историка и краеведа из Михаилшек уважаемого Игоря Григорьевича Устименко и поинтересовался у него "местными деталями". Вот, что он, в частности, написал мне в ответ:
"25.06.1941г один самолет СБ пытался бомбить мост через реку Вилия, но промахнулся. Бомба попала в берег и убила детей семьи Вишневских. Самолет был сбит и упал у Маркун. Один летчик выжил и его забрали немцы. Он успел сказать местным жителям, что его зовут Коля и он из Москвы. Просил передать жене, что его сбили при бомбежке моста через Вилию. Позднее немцы расстреляли двух подростков, которые забрали из самолета карты и оружие летчиков".
Можете ли Вы как-то прокомментировать данный эпизод?

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4696
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 17:50. Заголовок: Моонзундец пишет: ..


Моонзундец пишет:
[quote]`

Ну просто уверен что они нивжисть не смогли бы определить СБ это или Дб-3...

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 338
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 23:39. Заголовок: Моонзундец пишет: &..


Моонзундец пишет:

 цитата:
"25.06.1941г один самолет СБ пытался бомбить мост через реку Вилия, но промахнулся. Бомба попала в берег и убила детей семьи Вишневских. Самолет был сбит и упал у Маркун. Один летчик выжил и его забрали немцы. Он успел сказать местным жителям, что его зовут Коля и он из Москвы.



Летчиков с такими данными, сбитых 25.6.41г. не обнаружено.

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 339
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 23:42. Заголовок: Вот еще по теме. Дон..


Вот еще по теме. Донесение 11-го разведбата в штаб 11 пд 24 июня 1941г.:

[В]13.45 налет восьми бомбардировщиков на батальон. Ущерб пока не установлен. Разрешите снять флаги со свастикой.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4701
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.15 23:46. Заголовок: Спасибо! :sm36: ..


Спасибо!

Спасибо: 0 
Профиль
Моонзундец
постоянный участник




Сообщение: 1744
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.15 01:07. Заголовок: Свидинский пишет: Л..


Свидинский пишет:

 цитата:
Летчиков с такими данными, сбитых 25.6.41г. не обнаружено.


А в другие, близкие дни? Ведь 25-е число - это "по народной памяти"...

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 340
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.15 02:29. Заголовок: Моонзундец пишет: А..


Моонзундец пишет:

 цитата:
А в другие, близкие дни? Ведь 25-е число - это "по народной памяти"...



Увы, ничем не порадую. Из самой Москвы в июне 1941г. пропали без вести:
Тимохин Борис Петрович п/б 27.6.41г. 53 дбап 40 тбад.
Леонов Дмитрий Михайлович п/б 24.6.41г. 7 дбап 51 дбад (вряд ли подходит, сбит у границы с В. Пруссией).

Николаев из Москвы и Московской области в июне 1941г. в искомом районе не обнаружено. хотя именно 25 июня в районе Вильнюса большие потери наших бомберов.

В частности пилоты II./JG 27 25 июня три раза упоминают Abschuess SB-3 и DB-3 nordoestlich Wilno, что почти подходит к району падения самолета.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1047
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет