On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
прибалт
постоянный участник




Сообщение: 620
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 15.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург, Петродворец
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.09 00:50. Заголовок: ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ


По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные.

часть первая - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-0-0



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


Моонзундец
постоянный участник




Сообщение: 1745
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.15 19:50. Заголовок: Уважаемый коллега, с..


Уважаемый коллега, спасибо за ответ!

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4704
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.15 20:01. Заголовок: Я бы не стал верить ..


Я бы не стал верить воспоминаниям местных, они и число могли перепутать и имя...
Но есть кандидаты:
Из 53 ДБАП штурман зв. ст.л-т Пархоменко Николай Корнеевич.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4705
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.15 20:04. Заголовок: Из 200 ДБАП - пилот ..


Из 200 ДБАП - пилот зам.комэска л-т Тимофеев Николай Ильич.
ком.зв. л-т Работа Николай Тимофеевич.

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 341
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.15 00:35. Заголовок: Миша Т пишет: Из 20..


Миша Т пишет:

 цитата:
Из 200 ДБАП - пилот зам.комэска л-т Тимофеев Николай Ильич.



Согласно ОБД Иванович..
У меня вопрос. Указано, что пропал без вести 25 июЛя 1941г. в районе Вильно. Это не опечатка в донесении?
Может июня?

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4706
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.15 00:54. Заголовок: Свидинский пишет: ..


Свидинский пишет:
[quote]`

Где указано? В ОБД? У меня списки потерянных экипажей из фонда 40 ДБАД, с полными ФИО.
Да и какие налеты на Вильно 25 июля?
Все звено 200 ДБАП которое на разведку пошло, пропало, штурман одного самолета вернулся - я же описывал его доклад выше. Тимофеев Николай Ильич как раз в том звене был...

Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 342
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.15 02:27. Заголовок: Миша Т пишет: Где у..


Миша Т пишет:

 цитата:
Где указано? В ОБД? У меня списки потерянных экипажей из фонда 40 ДБАД, с полными ФИО.
Да и какие налеты на Вильно 25 июля?



Я все данные брал из ОБД. Там в донесении и указано, что мол потери 25 июля. Как и предполагалось... Опечатка в донесении. Благодарю за уточнение!


Спасибо: 0 
Профиль
Свидинский



Сообщение: 344
Зарегистрирован: 01.11.10
Откуда: Литва, Укмерге
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.15 01:07. Заголовок: Из ЖБД ОКХ. Запись з..


Из ЖБД ОКХ. Запись за 27 июня 1941г.
Мощные авианалеты противника с бомбежкой Дюнабурга и дороги Зарасай-Дюнабург. В [районе] Риги- сильное прикрытие истребителями.

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4719
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.15 10:30. Заголовок: Свидинский пишет: И..


Свидинский пишет:

 цитата:
Из ЖБД ОКХ. Запись за 27 июня 1941г.
Мощные авианалеты противника с бомбежкой Дюнабурга и дороги Зарасай-Дюнабург. В [районе] Риги- сильное прикрытие истребителями.



Вот это прекрасная оценка действий 1 АК, и истребителей 21, 31 и 148 ИАП - спасибо!

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4724
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.15 19:21. Заголовок: Свидинский пишет: И..


Свидинский пишет:

 цитата:
Из ЖБД ОКХ. Запись за 27 июня 1941г.
Мощные авианалеты противника с бомбежкой Дюнабурга и дороги Зарасай-Дюнабург.



Еще раз убедился в том что нельзя опираться на мемуары, как пел Владимир Семенович: "- О ни все путають и имя и названья - и ты бы Ваня, у них был Ванья!!!"
Я выше цитировал воспоминания И.И.Киндюшева, и был уверен что он пишет именно про налет на Даугавпилс 27.06.41 года, но оказывается это не верно! Удалось на днях посмотреть боевые донесения 7 ДБАП, и я просто обалдел, в воспоминаниях Киндюшева оказывается описан налет Даугавпилс, но 29 июня!
7 ДБАП один из тех полков где документы составлены очень подробно, на каждый вылет есть расчет экипажей и звеньев. Эх так бы за все части!
27.06.41 года боевой расчет сборной девятки был следующий.
ведущее звено: м-р Кузнецов, штурман Мацапрас, стрелок Шапочка.
левый ведомый: пилот Меняев, штурман Ларин, стрелок Ропанович.
правый ведомый: пилот Сахно, штурман Непран, стрелок Шумейко.

Левое звено, ведущий: пилот Каноненко, штурман Гойко, стрелок Ганжа.
левый ведомый: пилот Петриченко, штурман Андреев, стрелок Еременко.
правый ведомый: пилот Захаров, штурман Васильев, стрелок Дзюбенко.

Правое звено, ведущий: пилот Диденко, штурман Кузьмин, стрелок Виценко.
левый ведомый: пилот Семенов, штурман Старченко, стрелок Арапкин.
правый ведомый: пилот Убейволк, штурман Крохалев, стрелок Демченко.

БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 6 ШТАБА 7 ДБАП МУРЫ. 27.6.41г. 16.З0 Карта 1:100000.
1. 7 ДБАП в период 13.25 -13.29 тремя звеньями бомбардировал мотомехколонны противника на участке дороги : ЗАРАСАЙ-УПЯНЫ, Задача выполнена.
2. По цели сброшено 90 ФАБ-100 с Н=800 мтр. Попадание хорошее. Один экипаж 5-ю бомбами попал в скопление танков. Бомбометание производилось по звеньям серийно по 1-2-3 бомбы.
3. Над целью обстреляны огнем МЗА и зен.пулеметами: Видели 1 самолет неизвестного типа, повидимому на двух самолетах имеется три пробоины пулевые и от осколков снаряда.
4. 15.40 9 самолетов произвели посадку на свой аэродром. Потерь нет.
5. Готовность № 2 в составе 9 экипажей к 19.00 27.6.41.
Командир 7 ДБП подполковник /Дзамашвили/.
Начальник штаба подполковник /Шевчук/.


ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА № 5. Штаб В/С № 7 ДБАП. МУРЫ 27 июня 1941г. 2.00 мин. Карта 100.000.
1. 7 ДБАП 27.6.41. 11.39 в составе 3-х звеньев вылетел для бомбардирования мотомехчастей противника в районе ю-з ДВИНСК.
В период 13.25 -13.29 о Н=800 мтр девятка бомбардировала колонны и свопление мотомехчастей противника на участке дороги ЗАРАСАЙ-УПЯНЫ.
ВВС противника не препятствовала выполнению задачи, Замечен вражеский самолет связи /обслуживания/ мех.колонн пр-ка. Над целью обстреляны огнем МЗА и зен.пулеметов.
Обстрелян огнем своей ЗА расположенной в районе ДВИНСК. Полк потери не имеет. Общий налет в самолет.вылетах 33 час. По цели сброшено 90 ФАБ-100. Готовность №2 к следующим действиям 18.00 в составе 9 самолетов.
2. 1 звено с Н=800 мтр бомбардировал колонну пр-ка на дороге 5 Клм ю-з ЗАРАСАЙ и в лесу по ю-в стор.дороги.5 бомб попали в гущу скопившихся в лесу танков /попадания только одного экипажа/. Почти все бомбы ложились по цель. Обстреляны зон.пул.огнем из танков. Потерь нет. Колонна была обстреляна из пулеметов,
3. 2 звено с Н=800 мтр бомбардировал остановившуюся колонну противника западнее ЗАРАСАИ 2-4 клм. 13.28 по целя сброшено 30 ФАБ-100 с Н=800 мтр и обстрелян пул. огнем. После посадки звено производит осмотр и под-ку м/части к следующему вылету.
4. 3 Звено с Н=800 мтр бомбардировал мотомехколонну пр-ка в районе ДОРГЕЛИ-УПЯНЫ. Попадания хоошие. Сброшено 30 ФАБ-100 колонны обстреляны пулеметами. Из целей были обстреляны огнем зен.пулеметов и МЗА.
5. Погода в районе цели 3-5 баллов в Н=2-3 км.
Начальник штаба 7 ДБАП подполковник /ШЕВЧУК/.
Начальник оперчасти майор /Москвин/.


Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4730
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.15 10:38. Заголовок: Несмотря на сетовани..


Несмотря на сетования командования СЗФ о том что авиация 28-29 июня не летала, ВВС СЗФ и 1 АК таки пытались действовать, хотя как уже говорилось выше погода этому совсем не благоприятствовала...
К примеру самолеты 54 СБАП вылетавшие в 3:45 и 5.15 29. июня для действий по войскам противника в р-не Двинска и С-В Двинска, а так же по колоннам выдвигающимся к Двинску из Зарасай, в следствии плохой погоды задание не выполнили и возвратились на свой аэродром.
Плохая погода в районе Даугавпилса, летавшие экипажи отмечали облачность 50-100 метров и дождь с 5.00 вплоть до 18.00, сильно затрудняла работу советской авиации. К примеру из 10 самолетов разведчиков И-153 42 и 49 ИАП, которые парами вылетали на разведку р-на Даугавпилса, не вернулись 5. Причем если два видимо стали жертвой лейтенанта И.Пехса (J.Pohs) из 5 штаффеля JG54, заявившего две победы над И-15 в 14.57 и 15.10 в р-не Дюнабурга, то три вероятнее всего пропали из-за потери ориентировки.
Вылетевшим звеньями-парами в период 8.04 - 12.35 9 экипажам 53 ДБАП 40 АД погода в этом районе так же помешала. В итоге 6 самолетов вернулись обратно не выполнив задание.
Отбомбились лишь экипажи Князева и Кибардина. Первый в 10.50 с Н=800 бомбил танковую колонну (70 танков) в р-не м.Скемяны (Ю-З Даугавпилса 70 км), по заявлению экипажа в цель попали 7 ФАБ-100.
Экипаж Кибардина в 10:55 сбросил бомбы на колонну танков в движении в 30 км Ю-З Даугавпилс, и в этом случае экипаж отметил попадания в колонну.
Из боевого вылета не вернулся экипаж л-та Сафонова.
Вылетевшие 17 экипажей 200 ДБАП для бомбометания по войскам противника в р-не Якобштадта постигло еще большее фиаско, 16 самолетов вернулись не выполнив задание на свой аэродром, при этом один самолет л-та Мовсисяна из-за отказа мотора выполнил вынужденную посадку. А один самолет командир экипажа л-т Федоров не вернулся из этого вылета.
Так же неудачно закончился вылет для стартовавших около 8.00 двух звеньев 203 ДБАП, в 11.15 все шесть экипажей произвели посадку с бомбами на а-ме Едрово.
Героями утренних вылетов стали экипажи сводной группы 7-го ДБАП, ведущий м-р Кузнецов, которая таки смогла практически всем составом отбомбиться по целям в р-не Даугавпилса:
БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 7 ШТАБА 7 ДБАП 16.00 29.6.41г. Карта 1:100.000 дер.МУРЫ.
1. 7 ДБАП была поставлена задача произвести бомбометание по войскам противника в районе ДВИНСК-ЗАРАСАЙ-УПЯНЫ, восемь самолето-вылетов. Один самолет вернулся с маршрута обратно, бомбы сбросил в озеро, не доходя аэродрома.
2. Бомбометание произведено Н=100-500 мт в период 9.00-10.05 по танкам и войскам противника в районе ДВИНСК-ЗАРАСАЙ-УПЯНЫ, результат не наблюдали, ввиду малой высоты и от действия ЗП уходили в облачность.
3. Маршрут полета Ипм-ДЕМЯНСК-оз.Освея-ДВИНСК-цель-ДЕМЯНСК, высота полета до половины маршрута ясно, далее облачность сплошная Н=100мт.
В районе ДВИНСКА были видны разрывы ЗА.Над целью действие ЗП.
4. потерь нет.
5. Вылет 7.50-8.00, посадка 11ч.47м.-11.50, общий налет 29ч.35м.
6.Сброшено 2 РРАБ-3 и 60 ФАБ-100, два экипажа не сбросили - один Два РРАБ-3 и второй 10 шт ФАБ-100 из-за отсутствия высоты.
7. Полк в составе 8 экипажей готовится к повторному вылету.
8. Погода до половины маршрута ясно, далее оплошная облачность, в районе цели Н=100-150 сильный дождь.
Командир 7 ДБАП подполковник /Дзамашвили/.
Начальник штаба подполковник /Шевчук/.


Как уже отмечалось выше нелетная погода не позволила советским пилотам провести эффективные атаки по немецким войскам в р-не Даугавпилса и Екабспилса, были понесены досадные потери и даже те 8 экипажей которые смогли сбросить бомбы наверняка даже не имели возможности толком прицелится. Не говоря уже про то что бросать РРАБ-3 с Н= 100 - 150 метров вообще не имело ни какого практического смысла, естественно РРАБ не могла сработать с такой низкой высоты. Но советское командование не собиралось пасовать перед капризами природы и как только погода чуть улучшилась, экипажи получили приказ на повторные вылеты.

И вновь отличились экипажи 7-го ДБАП:
БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 8 ШТАБА 7 ДБАП 20.00 29.6.41г. Карта 1:100000 дел. МУРЫ.
1. 7 ДБАП поставлена задача в составе 8 экипажей произвести бомбардировочный налет на скопления мотомехчастей противника на участке ДВИНСК-ЗАРАСАЙ-УПЯНЫ.
2. Время бомбометания 17ч.20м. высота бомбометания 400-900 мт, по танкам противника участке ДВИНСК-ЗАРАСАЙ-УПЯНЫ в пункте ДУСЯТЫ, ДЕГУЦЕ.
3. Маршрут полета: Ипм-ДЕМЯНСК-оз.ЛУБАНЬ-оа.РУБИН-цель-аэродром. Бомбы попадали в цель хорошо. Н полета 200-1200 мт. Противник обстреливал из ЗА и АП. Время бомбометания 17ч.20м.
4. Потерь нет.
5. Время вылета 15ч.30м. 29.6.41., посадка 19ч.21м. Общий налет 26 часов.
6. Сброшено бомб ФАБ-100 80 штук, патрон 1200 шт.
7. Летний состав отдыхает, технический готовит материальную часть, в готовность №1.
8. Погода до г.Остров облачность Н=1100 мт., далее до цели 300-400 мт., над целью облачность сплошная Н=600-800 мт. Шел дождь.
Командир 7 ДБП подполковник /Дзамашвили/.
Начальник штаба подполковник /Шевчук/.


Именно этот вылет описывает в своих мемуарах И.И.Киндюшев:
"Командир полка подполковник Шалва Алексеевич Дзамашвили знакомит вылетающие экипажи с обстановкой на фронте. Слушаем его внимательно, делаем необходимые пометки в полетной карте и бортовом журнале. Положение наших наземных войск тяжелое: в первый день войны танковые колонны врага (то был корпус Манштейна) продвинулись в глубь советской территории на несколько километров. Однако на второй день его части были остановлены в районе Кедайняй. Теперь корпус топтался на месте. Нашей эскадрилье было приказано нанести бомбовый удар по вражеским, задержать их наступление на Двинск.
В установленное время наш бомбардировщик поднялся в воздух. Осматриваясь вокруг, невольно любуюсь красотой раннего июньского утра. Разноцветный ковер полей и лугов, темнеющие массивы лесов, будто красноватые, поблескивают реки и озера. Все радует глаз и бередит сердце: на эти мирные просторы рвется заклятый враг.
На половине пути попали в полосу низкой облачности. Видимость резко ухудшилась. Ведущий группы капитан Черноволенко покачиванием крыльев (командной радиосвязи между самолетами тогда не было) дал сигнал: разомкнуться и пробивать облака самостоятельно. Для экипажей начинался одиночный полет вне видимости земли. Такая команда меня озадачила: как-никак первый боевой вылет. Одно дело идти за опытным флагманским экипажем, когда нужно только строго выдерживать параметры полета, другое - принимать решения и действовать самостоятельно.
На высоте пять тысяч метров мы пробили мутную толщу облаков и внезапно выскочили на голубой простор. Кабину озарил яркий солнечный свет. Внизу расстилались белесые облака, и казалось, самолет плывет над сказочной снежной равниной, изредка срезая крыльями верхушки высоких сугробов.
Едва успел осмотреться, как заметил группу «мессеров». Они шли в стороне, но могли легко обнаружить нас. А встреча с ними не предвещала нам ничего хорошего. Пришлось снова нырять в облака. Надо сказать, что облачность служила для авиаторов, особенно в первый год войны, надежной маскировкой, иногда единственным спасительным убежищем. Но слепые полеты требовали от экипажей специальной и исключительно хорошей подготовки...
Минут за десять до подхода к цели мы со снижением пробили облака. Ориентиры просматривались лишь со стометровой высоты, а под фюзеляжами наших самолетов были подвешены стокилограммовые бомбы. Сбрасывать их разрешалось с высот не менее 300—400 метров.
Лопасти винтов врезаются в мутную пелену. Сквозь нее различаю черную ленту шоссе, по которому движется длинная колонна танков, автомашин с артиллерийскими прицепами и пехотой. Может быть, это наши войска? Сразу распознать не удается: дорога моментально исчезает из поля зрения. Самолет взмывает в облака для повторного захода. И вот мы снова над шоссе. Теперь уже хорошо видны черно-белые кресты на танках. Ошибки не будет. В подтверждение колонна огрызнулась беспорядочным огнем. Чувствуется, что противник не ожидал нашего появления. Вскоре движение на шоссе застопорилось. Фашисты в панике выпрыгивали из машин и рассыпались по придорожным кюветам. Докладываю командиру:
- Придется бомбить с набором высоты и уходом в облака.
- Так и сделаем, — соглашается старший политрук Павел Андреевич Дубовский.
Разворот, и бомбардировщик на малой высоте несется вдоль шоссе. Прицеливаюсь и плавно нажимаю на кнопку бомбосбрасывателя. С такой высоты промахнуться не должен. Освободившись от бомб, самолет слегка вспухает, затем резко вздрагивает от догнавшей его взрывной волны.
Во время контрольного захода убеждаюсь, что мы неплохо сделали свое дело. Все, что находилось на шоссе, окуталось густым дымом. Но и сквозь него отчетливо различались языки пламени и фонтаны взрывов. Это горели и рвались вражеские танки и автомашины. В поле, возле дороги, метались уцелевшие фашисты".


В целом сведения о работе сводной девятки 7 ДБАП. которые оставил в своих воспоминания И.И.Киндюшев, довольно точные, но конечно не без упущений. Например летел он действительно в экипаже ст.политрука П.А.Дубовского, но тут же путает что командиром группы был капитан А.А.Черноволенко, в реальности бывшим в этом вылете ведущим звена, и вовсе не упоминает реального ведущего капитана Урутина. Однако довольно точно отмечает что сбрасывали 100 кг бомбы и все экипажи вернулись на свой аэродром, но почему то вспоминает про какие то мессершмитты, про которые нет никаких упоминаний в документах. Однако самым забавным выглядит его пассаж о якобы топтавшихся на месте танкистах и гренадерах Манштейна, которые к тому времени прошли от границы - примерно 350 км! Хотя несомненно доля правды в этом утверждении присутствует. Действительно продвижение частей 56 МК 29 июня было весьма незначительным, однако это было связано не с единичными ударами советских самолетов, а с героическим сопротивлением частей 21-го механизированного и 5-го воздушно-десантного корпусов группы генерала Акимова, которые упорно обороной затормозили продвижение немецких соединений.



Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4731
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.15 17:31. Заголовок: Кроме 7 ДБАП, от 51 ..


Кроме 7-го ДБАП, от 51-й АД в вечерних налетах приняло участие только одно звено 203-го ДБАП.
В 17.20, 17.30 и 17.45 по одиночке самолеты звена, командиры экипажей ст.л-ты Щербаков, Кожухов и Рубцов, сбросили 30 ФАБ-50 на танки и мотомехчасти противника в р-не н.п. Довгели. Все три самолета благополучно вернулись на свой аэродром.
Наряд сил 40 АД был "традиционно" больше. После обеда от 53-го ДБАП вновь летала 9 Дб-3ф, а 200-й ДБАП после понесенных потерь отправил на задание 14 экипажей.
53-й ДБАП действовал отдельными звеньями, парами и одиночными машинами с 14.30 до 18.20 в р-не Зарасай - Уцяны и Якобштадт. Однако из-за погодных условий 5 экипажей вернулись на аэродром с бомбами. Два экипажа в 16.30 с Н=300 метров отбомбились по колонне танков на дороге в 10 км южнее Якобштадт. Один экипаж в 16.45 бомбил с Н=2000 м., большую колонну танков в р-не Довгели. И один экипаж в 17.20 с Н=1800 бомбил танки на шоссе в р-не Уцяны. Все экипажи отметили попадания в атакуемые цели.
Экипажи 200-го ДБАП действовали звеньями и парами бомбили танки и мотопехоту на шоссе Уцяны - Зарасай. Из-за плохих метеоусловий два звена м-ра Щелкунова и ст.л-та Артюхина вернулись на свой аэродром с бомбами. В 16.30 один экипаж пилот л-т Одарченко, с Н=400 метров бомбил танки в р-не Зарасай. В 16:45 звено к-на Васькова бомбили танковую колонну на дороге Уцяны - Зарасай. Звено к-на Головатенко в 17.20 бомбило, согласно докладу экипажей бомбило танковую колонну в р-не Зарасай с высоты всего 50 метров! Один самолет не смог сбросить бомбы.
Всего экипажами 40-й АД было сброшено 110 ФАБ-100.
Таким образом после обеда в налетах приняли участие 34 Дб-3/3ф. Из них смогли выполнить задание лишь 24 экипажа. Практически все экипажи бомбили цели в районе Даугавпилса, и лишь два экипажа отбомбились в р-не Якобпилса. Потерь в этих полетах, в отличии от утренних, не было за исключением нескольких пулевых или осколочных пробоин. Действия истребителей в р-не цели отметил лишь экипаж лейтенанта Одарченко, в результате стрелок-радист покинул самолет, видимо в следствии паники.

Последними в этот вечер к своим целям отправились экипажи 35-го и 63-го СБАП 4-й САД.
Около 17.00 штаб 63-го СБАП получил приказ уничтожить переправы в р-ах Якобпилс и Ливани. Аналогичную задачу поставили и 35-му СБАП. Кроме того штабу этого полка была поставлена задача провести разведку направления Резекне - Двинск - Ново-Александровка, с целью установления точного передовых немецких танковых подразделений и направления их движения.
Первыми свои цели атаковал 35-й СБАП. Примерно в 19.30 с высоты 800 метров на переправы в р-нах Крейцбург и Леваны сбросили бомбы 16 экипажей. В р-не цели экипажи отметили действия истребителей и огонь зенитной артиллерии. В результате прямого попадания зенитного снаряда был сбит СБ л-та Фатеева.
Два звена действовали в р-не Даугавпилса, три самолета из-за плохой погоды не нашли целей и вернулись с бомбами. Оба звена были атакованы истребителями, и подверглись обстрелу ЗА, от истребителей удалось отбиться, но зенитчики подбили СБ ст.политрука Фролова, однако несмотря на пробитые бензобаки и радиатор одного мотора, советский самолет вернулся на свой аэродром.
СБ 63-го СБАП появились над своими целями примерно на 30-40 минут позже. В 20.05-20.18 20 экипажей с Н=1100-1400 м., сбросили бомбы на переправы вр-не Якобштадт и Ливенгоф. Экипажи честно отрапортовали что бомбили из-за облаков и целей толком не наблюдали. Ответным огнем ЗА три самолета получили осколочные пробоины.
Еще 7 самолетов вернулись на свои аэродром, так как не смогли пробиться к целям из-за ухудшившейся погоды, один СБ при посадке на своем аэродроме был разбит.
Несмотря на довольно тяжелые погодные условия, и то что часть самолетов сбросили бомбы из-за облаков, тем не менее определенный результат был достигнут. Командование 41 МК в ЖБД отметило эти действия и высказало определенную озабоченность:
"В течении вечера противник предпринимает не скоординированные во времени и пространстве атаки на плацдармы, тем не менее удары с воздуха настолько усиливаются в плане числа и точности, что для наведения мостов при нехватке мостовых парков требуется организация истребительного прикрытия с перенесением аэродромов базирования в район немного южнее переправ. Но это требование может быть выполнено ограниченными силами истребителей."

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4740
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.15 23:52. Заголовок: Решил дать все таки ..


Решил все таки дать обзорно налеты на Вильнюс 25.06.41 года, ибо весьма интересно и поучительно все происходило.
В связи отсутствием необходимых сил у ВВС СЗФ и ЗФ, основной удар должны были нанести соединения и части ДА РГК, а именно 40-я ДБАД 1-го АК, 42-я АД 3-го АК и 212-й ДБАП.
Согласно приказа №03 штаба 212 ДБАП 3, 2 и 1 АЭ полка с 8.10 25 июня предписывалось бомбить колонну прорвавшийся к Вильнюсу немецкой танковой дивизии. Так как точные координаты немецких передовых отрядов были не известны, первое звено 3-й АЭ полка получило приказ выполнить доразведку и скоординировать и направить последующие действия подразделений полка.
Аналогичные приказы утром получили звенья 53-го, 200-го ДБАП 40-й АД и 203-го, 204-го ДБАП 51-й АД 1 АК.
Из-за отсутствия оперативных документов 42-й АД и 96-го и 207-го ДБАП, не позволяет нам в точности установить какие подразделения получили приказы на разведывательные полеты, но с большой долей вероятности эти части получили приказы аналогичного содержания.
Кроме частей дальнебомбардировочной авиации приказ на действия по немецким танковым колоннам в р-не Вильнюса получил 128-й СБАП 12-й САД. В Боевом приказ №03 штаба 12-й БАД действия так же предполагалось начать с разведки, которую было получено провести силами 1-й АЭ 128-го СБАП.

Первым в небе над р-ом Вильнюса в 7:38 6 СБ 1-й АЭ 128-го СБАП ведущий комэска к-н Маршалкович, Н=1500 метров сбросили 36 ФАБ-100 на танковую колонну длиной 15 км восточнее Вильно. Все самолеты вернулись на а-м Улла без повреждений.
А в 8:07 на Н=3000 метров, появилось звено 3-й АЭ 53-го ДБАП которое вел комэска капитан Н.И.Репкин (всего над р-ом были с 7:56-8:11).
Звено отметило многочисленные колонны на дорогах Ю-З и С-З Вильнюса, на танки были сброшены бомбы. Самолеты без повреждений вернулись на свой аэродром.
Буквально через несколько минут в 8:15 к р-ну подошло второе звено 3-й АЭ 212-го ДБАП, обнаружив на стыке дорог Ю-З Вильнюса и немецкие мотоколонны с высоты 2000 м. Подошедшее через 15-20 минут третье звено 3-й АЭ так же атаковало эту же цель. Всего 6 Дб-3ф сбросили 60 ФАБ-100, экипажи не отметили на огня ЗА, ни противодействия ЗА и возвратились на свой аэродром без происшествий.
В 8:50 звено Дб-3ф из 203-го ДБАП зафиксировало "большое движение мотомехчастей из района Вильно по шоссе на Ошмяны" - и это уже было тревожное донесение. Все три экипажи в 11:30 без потерь вернулись в Едрово.
В 9.00 два звена - 6 Дб-3ф из 2-й АЭ 212-го ДБАП с Н=2000 м., отбомбились 60 ФАБ-100 по скоплению немецкой техники и автоколоннам на западной окраине Вильнюса. И эти экипажи без потерь и даже повреждений возвратились на а-м Смоленск.
В 9:32 и 9:46 два звена - 6 Дб-3ф 1-й АЭ 212-го ДБАП с Н=3000 м., сбросили 59 ФАБ-100 на колонны Ю-З города и скопления войск в западной части Вильнюса. Экипажи отметили прямые попадания в колонны и пожары на западной окраине Вильнюса, и вновь обошлось без потерь и повреждений, экипажи не отметили ни огня ЗА ни немецких истребителей.
Однако счастье длилось не долго, к этому времени на аэродром Парубанек, на южной окраине Вильнюса утром перебазировались штаб и II/JG27 и III/JG53, пилоты которых начали патрулирование над городом и прилегающими районами.
Появившееся около 9:30 в р-не Новой Вилейки (фактически восточный пригород Вильнюса 10 км восточнее) звено Дб-3А из 204-го ДБАП было практически сразу атаковано и сбито пилотами 9/JG53. Согласно докладу штурмана одного из самолетов л-та Рябова, выполняя задание, около 9.30 - 9.40 экипажи успели зафиксировать интенсивное движение мотоколонн по шоссе с Новой Вилейки на Константиново, после чего подверглись атаке 7 Ме-109 и были сбиты.
Победы над "СБ-3" заявили ветераны предыдущих компаний фельдфебель Р.Клиппген (4 победа), лейтенани Э.Шмидт (22 победа) и оберлейтенант Ф.Гетц (12 победа), соответственно с 9:31 по 9:35:
Fw. Rolf Klippgen SB-3 08.31.
Lt. Erich Schmidt SB-3 08.33.
Oblt. Franz Götz SB-3 08.35.
Для фактически только начавшего формирование 204-го ДБАП это было огромная потеря, дело в том что были сбиты опытнейшие экипажи зам.командира полка капитана А.М.Удалова и комэсков капитанов В.В.Насонова и Ф.К.Шатова.
Экипажи 204-го ДБАП не вернувшиеся из разведки:
1.) зам.командира полка к-н Удалов Александр Матвеевич.
штурман нач.связи полка к-н Уваров Петр Порфирьевич.
стрелок-радист сер-т Шнейдерман Исак Иосифович.
2.) командир 4-й АЭ к-н Насонов Владимир Васильевич.
штурман эскадрильи л-т Рябов (единственный возвратившийся в полк 6.07.41г.).
стрелок-радист сер-т Полушин Иван Дмитриевич.
3.) командир 5-й АЭ к-н Шатов Федор Кондратьевич.
штурман эскадрильи к-н Иванов Николай Андреевич.
стрелок-радист сер-т Трифонов Владимир Павлович.

Через пол часа около 10:00 на аэродромом Парубанек удачно выскочило первое звено 3-й АЭ 212-го ДБАП, экипажи с Н=2000 метров смогли идентифицировать и сосчитать 9 двухмоторных, 3 четырехмоторных немецких самолета и до 36 истребителей. В принципе ясная, солнечная погода что называется "миллион на миллион" наверное это позволяла. Экипажи 4 Дб-3ф не долго раздумывая сбросили бомбы и последовали восвояси, но немцы были на чеку и в 10:13 четверка подверглась атакам 4 Ме-109, однако советские экипажи не только отразили все атаки, и без повреждений вернулись на свой аэродром, огнем стрелков радистов был сбит один немецкий истребитель. Причем эти данные подтверждаются немецкими потерями:
Bf 109F-2 №12610, тактический №6 черная разбился в р-не Сморгони, потерян на 100%, пилот лейтенант Р.Мюллер с тех пор числился пропавшим без вести. Интересно что по результатам этого боя лейтенанту была засчитана первая победа, оставшаяся единственной...
8./JG53 Lt. Rudolf Müller DB-3 (1.) 09.15
Явно задержавшемуся звену разведчиков из 5-й АЭ 200-го ДБАП (стартовало с а-ма Новоселицы только в 8:54), не повезло в полном составе. По данным противника все три самолета, идентифицированные как СБ-3, были сбиты пилотами 5/JG27 лейтенантами Х-К Витцелем и Г.Ланганке и командиром эскадры майором Б.Вольденга в 10.10 по Берлинскому времени северо-восточнее Вильнюса. Интересно что для м-ра Вольденга это была первая победа в карьере.
5./JG 27 Lt. Gustav Langanke SB-3 (2.) 10.10 nordöstlich Wilna.
5./JG 27 Lt. Hans-Karl Witzel SB-3 (7.) 10.10 östlich Wilna.
Stab/JG 27 Maj. Bernhard Woldenga SB-3 ( 1.) 10.10 nordnordöstlich Wilna.
Экипажи 200-го ДБАП не вернувшиеся из разведки:
1.)командир 5-й АЭ л-т Тимофеев Николай Иванович.
штурман эскадрильи к-н Стреколовский (возвратился в полк).
стрелок-радист ст.сер-т Павлов Геннадий Тимофеевич.
2.) пилот ст.л-т Словесник (возвратился в полк).
штурман мл.л-т Стальнов Константин Карпович.
стрелок-радист мл.сер-т Шалыгин Михаил Тимофеевич.
3.) пилот л-т Работа Николай Тимофеевич.
штурман ст.л-т Швачков Константин Дмитриевич.
стрелок-радист сер-т Пономарев Василий Иосифович.

Спасибо: 0 
Профиль
mavr
постоянный участник


Сообщение: 386
Настроение: переменчивое
Зарегистрирован: 12.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург (Петергоф)
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.15 17:27. Заголовок: Миша Т пишет: Bf 10..


Миша Т пишет:

 цитата:
Bf 109F-2 №12610, тактический №6 черная разбился в р-не Сморгони, потерян на 100%, пилот лейтенант Р.Мюллер с тех пор числился пропавшим без вести. Интересно что по результатам этого боя лейтенанту была засчитана первая победа, оставшаяся единственной...
8./JG53 Lt. Rudolf Müller DB-3 (1.) 09.15



на всякий случай:


Иногда, чтобы оказаться в глупом положении, достаточно сказать что-то умное. Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4741
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.15 00:07. Заголовок: mavr пишет:  цитат..


mavr пишет:

 цитата:

 цитата:
Bf 109F-2 №12610, тактический №6 черная разбился в р-не Сморгони, потерян на 100%, пилот лейтенант Р.Мюллер с тех пор числился пропавшим без вести. Интересно что по результатам этого боя лейтенанту была засчитана первая победа, оставшаяся единственной...
8./JG53 Lt. Rudolf Müller DB-3 (1.) 09.15
на всякий случай:



Спасибо!
Вот что реально интересно это потери 8 АК в этот день, может реально кого то на аэродроме прищучили!

Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4743
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.15 19:11. Заголовок: Судя по всему удачно..


Судя по всему удачное появление звена, а вернее четырех самолетов из 1-го и 4-го звеньев 3-й АЭ 212-го ДБАП, над аэродром Парубанек и установление нахождения на нем немецких самолетов, не осталось не замеченным командованием 3 АК. Полковник Скрипко в своих мемуарах подчеркивал то что после тяжелых потерь понесенных экипажами корпуса от немецкой истребительной накануне, был всерьез обеспокоен переброской нескольких десятков Ме-109 на Вильнюский аэродром, естественно Скрипко прекрасно понимал что если сразу не уничтожить немецкие самолеты на аэродроме, то в дальнейшем советским бомбардировщикам будет чрезвычайно сложно действовать в этом районе. Поэтому было принято решено довести до логического завершения первый спонтанный удар самолетов 3-й АЭ 212-го ДБАП. Для нанесения удара были переориентированы как минимум несколько групп из 96-го и 207-го ДБАП (точное количество не известно), кроме того аналогичную задачу получили экипажи 2-й АЭ 212-го ДБАП.

Однако другие соединения и части действовали по заранее намеченным планам, кроме того, судя по докладу 42-й ДБАД в этот день еще 15-16 экипажей Дб-3ф 96-го ДБАП несколькими группами действовали по танковым и моторизованным колоннам в р-не Вильнюса.
К сожалению по 96-му и 207-му полкам 42-й ДБАД сведений о времени вылетов нет, однако по другим частям как правило все сведения имеются.
После получения сведений от разведчиков, первыми около 9:30 - 9:40 для бомбардировки немецких танковых колонн стартовали 9 самолетов 5-й АЭ 53-го ДБАП, ведущим шел комэска капитан Голубенков.
В район цели звенья начали выходить с 11:30.
В 9:45 с аэродрома Крулевщина вылетели 2 СБ из 1-й АЭ 128-го СБАП , а в 10:00 стартовали 8 СБ 3-й эскадрильи этого полка.
С большой долей вероятности примерно в это же время стартовали и группа(ы) самолетов 96-го ДБАП.

Так как самолетам 128-го СБАП было гораздо ближе лететь, соответственно они первыми вышли в р-н Вильнюса и атаковали цели.
Пара 1-й АЭ сбросила 12 ФАБ-100 на мотомехколонну в р-не Ошмян и возвратилась на аэродром без потерь. Группа 3-й АЭ бомбила танковую колонну в 5 км С-З Вильнюс с Н=2000 м., сброшено 48 ФАБ-100. В р-не цели восьмерку атаковали мессершмитты, которые сбили 2 СБ.
Потеряны экипажи:
1) пилот л-т Кошелев.
штурман ст.л-т Палищук.
стрелок мл.сер-т Раков.
2) пилот л-т Кириченко.
штурман л-т Бахвалов.
стрелок сер-т Алексеев.
Судя по немецким заявкам на победы СБ сбили
4./JG 27 Fw. Alfred Heidel SB-3 (1.) 10.25 südlich Wilna.
Stab II./JG 27 Hptm. Wolfgang Lippert SB-3 (19.) nördlich Njemenczin.

Группа капитана Голубенкова вышедшая в р-н цели в 11.30 так же подверглась атакам немецких истребителей и понесла тяжелые потери, были сбиты 6 Дб-3ф. Возвратившиеся экипажи отметили скопления танков северо-западнее, западнее и южнее Вильнюса и серьезное противодействие истребительной авиации, атакующая группа оценена в 15 Ме-109 из которых якобы 4 самолета было сбито.
Девятка действовала звеньями, поэтому потери очень сложно идентифицировать по времени. Из первого звена: Голубенков - Бандиков - Догадин, был сбит самолет ст.л-та Бандикова.
1) Зам.комэска ст.л-т Бандиков Борис Петрович.
штурман ст.л-т Левкин Николай Иванович.
стрелок мл.сер-т Овсянников Николай Васильевич.
Звено ст.лейтенанта Курочки было сбито полностью, из потерянных экипажей часть личного состава впоследствии вернулось, к примеру пилот ведомого самолета л-т Иконников, ставший впоследствии Героем Советского Союза.
Список потерянных экипажей:
1) Ком.звена л-т Курочка Федор Евсеевич.
штурман ст.л-т Пархоменко Николай Корнеевич.
стрелок старшина Жемеринин.
2) пилот л-т Иконников Владимир Дмитриевич.
штурман л-т Талагаев Иван Иванович.
стрелок сер-т Белоусов Иван Емельянович.
3) пилот л-т Гунявин Владимир Григорьевич.
штурман л-т Гоманченко Александр Андреевич.
стрелок мл.сер-т Корнейчук Григорий Лукьянович.
Из третьего звена - ведущий ст.л-т Н.И.Калинин, были сбиты оба ведомых самолета, потеряны экипажи:
1) Ком.звена л-т Давыдов Федор Игнатьевич.
штурман л-т Браилов Дмитрий Васильевич.
стрелок мл.сер-т Никитин Николай Михайлович.
2) пилот л-т Образков Семен Михайлович.
штурман л-т Резнюк Иван Петрович.
стрелок мл.сер-т Язев Федор Николаевич.
В этот период победы были заявлены следующими немецкими пилотами:
5./JG 27 Lt. Gustav Langankc SB-3 (3.) 10.30 nordwestlich Zaskiewicz
7./JG53 Fw. Werner Stumpf DB-3 (7.) 10.30
6./JG 27 Fw. Herbert Krcnz DB-3 (6.) 10.35 südwestlich Njemenczin
7./JG53 Oblt. Heinz Altendorf DB-3 (10.) 10.40
6./JG 27 Uffz. Fritz Gromotka DB-3 (3.) 10.45 nordöstlich Wilna
7./JG53 Lt. Siegmund Hosnedl DB-3 (2.) 10.45
7./JG53 Fw. Hermann Neuhoff DB-3 (13.) 10.50
7./JG53 Fw. Hermann Neuhoff DB-3 (14.) 10.55
8./JG53 Lt. Herbert Schramm DB-3 (11.) 10.55
8./JG53 Lt. Herbert Schramm DB-3 (12.) 11.00
5./JG 27 Lt. Ernst Boerngen DB-3 (4.) 11.02 Usmana-Holszanyх

Из документов 1-й батареи 84-го лёгкого зенитного дивизиона за 25.06.41г., можно почерпнуть некоторые подробности действий самолетов 128-го СБАП и 53-го ДБАП.
10:05 - 10:30 Последовательная атака 12-ти "Мартин-бомбер" (СБ)
10:10 Одно попадание [в самолет противника] из огневой позиции возле южной окраины Šatrininkai
10:35 - 10:43 Атака 3-х "Мартин-бомбер"
10:40 Одно попадание из огневой позиции возле южной окраины Šatrininkai

Эти события описаны в мемуарах А.И.Крылова:
"Голубенков резко качнул самолет с крыла на крыло, что означало: «Приготовиться к удару!» И в это мгновение словно треснуло небо. Со всех сторон с леденящим душу грохотом вспыхивали огненные шапки разрывов зенитных снарядов. Густо чертили воздух трассы скорострельных «эрликонов». Разноцветные шары, как гирлянды праздничной иллюминации, светлячками поднимались ввысь, убыстряя свой бег, все плотнее и плотнее окутывали самолеты. Потом, мигнув, они мгновенно гасли, оставляя за собой чуть заметную темную полоску.
«Низковато, — с тревогой подумал Голубенков. — Вон как свирепствуют «эрликоны»!
Но было уже поздно — впереди цель! Темные клочья сгоревшей взрывчатки, словно в бешеном танце, метались среди воздушных кораблей. Командир дважды энергично качнул самолет вправо и решил: «Пусть ведомые экипажи немного рассредоточатся».
Голубенков небольшими отворотами старался сманеврировать. В его четких, рассчитанных действиях не чувствовалось никакой нервозности. Скорей с любопытством, чем со страхом, следил Иван Васильевич за разрывами зенитных снарядов. Он еще с войны с белофиннами хорошо знал, что маневр, тем более в строю, почти неэффективен в таких условиях. Но что поделаешь, надо пробиваться. Большинство летчиков удивительно быстро привыкают к самым тяжелым испытаниям. Как бы трудно ни было, всегда живет в них светлая надежда, вера в удачу и благополучный исход полета. Вот и сейчас неистово бьют зенитки, однако все самолеты уверенно держатся в группе, упорно приближаясь к цели. В эти минуты Голубенков полностью овладел своими нервами, а чувство долга и огромной ответственности за исход боя, ответственности перед товарищами придало ему еще больше твердости и решимости.
Неожиданно слева, со стороны города, выше строя промелькнули необычно узкие, длинные силуэты. Они не были похожи ни на что из того, что видел капитан раньше. «Мессершмитты»!»—догадался Голубенков, с любопытством всматриваясь в их угрожающий полет.
— «Мессеры»! — доложил и стрелок-радист Василий Смирнов.
— Не проморгать их! — приказал командир. И тут же послышался твердый голос штурмана Шведовского:
— Боевой!
— Есть, боевой! — тотчас откликнулся Голубенков, нацелившись на впереди плывущее, похожее на наковальню облако. Не обращая внимания на трассы зенитных снарядов, он точно по курсу повел воздушный корабль на цель.
С тысячеметровой высоты отчетливо просматриваются стоящие на обочине десятка два танков, прикрытые ветками. В центре их — длинное туловище топливозаправщика. Шведовский, растянувшись в своей кабине, замер у окуляра колиматорного прицела. Вот топливозаправщик вписался в перекрестие сетки. Нажата боевая кнопка. Из открытых люков посыпались бомбы. Черные, каплеобразные, они падали, словно связанные невидимой нитью, длинной цепочкой.
— Бомбы! — коротко скомандовали летчики ведомых экипажей В. И. Догадин и Б. П. Банников, видя, как из ведущего самолета посыпался смертоносный груз.
Их штурманы тут же нажали на кнопки бомбосбрасывателей. А через десяток секунд тридцать стокилограммовых бомб со свистом врезались в гущу танков. Багровые фонтаны взметнулись у бронированных машин гитлеровцев, окутав их клубами огня и дыма.
— Есть прямое попадание! Взлетел на воздух топливозаправщик! — доложил Василий Смирнов.
Чуть подальше на шоссе расположилась другая группа вражеских танков. Преодолевая сильный заградительный огонь, ведомые звенья первой девятки старшие лейтенанты Н. И. Калинин и В. Ф. Курочка также метко сбросили бомбы, уничтожив и повредив несколько танков, бронетранспортеров и уложив десятка два вражеских солдат и офицеров.
Зенитчики, ошеломленные мощным ударом ведущей эскадрильи, несколько уменьшили огонь. Но в самый последний момент, когда Голубенков стал отводить свою группу вправо, зенитный снаряд угодил в самолет старшего лейтенанта Бандикова, шедшего справа от командира. Бомбардировщик, словно пушинку, подбросило вверх, и он тут же, на глазах у всех разваливаясь на куски, пошел вниз. Из самолета успел выброситься с парашютом Николай Иванович Левкин.
А в это время истребители противника тремя звеньями навалились на бомбардировщики, атаковав их сверху, со стороны солнца. Стрелки-радисты встретили врага дружным огнем. Старшему сержанту Василию Смирнову и младшему сержанту Дмитрию Беловолу в первый заход удалось поджечь два «мессера». Вскоре они сбили еще по одному. В этот же момент младший сержант Алексей Волков короткой очередью в упор срезал Ме-109, атаковавший самолет командира эскадрильи.
Делая отступление, скажу, что все они в первые дни войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года были отмечены высокими наградами:
В. С. Смирнов удостоен ордена Ленина, А. Г. Волков — ордена Красного Знамени, Д. А. Беловол — ордена Красной Звезды.
Воздушный бой продолжался. Несмотря на хорошую оборону, один из «мессеров» все же успел, прежде чем его подожгли, дать длинную очередь по фюзеляжу и правой плоскости самолета командира звена старшего лейтенанта В. Ф. Курочки. Машина загорелась, вошла в отвесное пикирование и врезалась в железнодорожное полотно. Эту картину наблюдали молодые летчики лейтенанты В. Г. Грунявин и В. Д. Иконников. Психологически они были подготовлены к такому тяжелому воздушному бою, как-то представляли, что это такое. Но когда перед ними в одно мгновение погиб их наставник и командир, когда снаряды с искристыми огненными брызгами метались возле кабин, у летчиков от неожиданности на какие-то секунды дрогнули нервы. Видимо, поэтому лейтенант Грунявин немного отстал от строя, и тут же на его самолет налетели «мессеры». Сразу было перебито управление. Корабль вспыхнул и, перевернувшись на спину, пошел к земле. Из самолета удалось выпрыгнуть с парашютом только командиру — Владимиру Григорьевичу Грунявину.
Потеряв командира звена, видя, как сбили самолет Грунявина, Иконников постарался побыстрей пристроиться к Голубенкову. Но и «мессеры» не дремали: словно шакалы, они набросились на самолет лейтенанта. Гулко и дробно стучал пулемет стрелка-радиста Ивана Белоуса. Вскоре от его меткой очереди еще один стервятник метнулся вверх и, перейдя в штопор, ударился о землю.
Несмотря на потери, враг наседал, атаковал уже не парами, а звеньями. Иконников услышал, как глухо и тупо забарабанили пулеметные очереди где-то сзади кабины: громким вскриком оборвался голос Белоуса. «Прощай, Ваня, прощай!» — как клятву повторял про себя Владимир.
Враг лез напролом. «Мессеры» заходили снизу, где не было никакой защиты, посылали одну очередь за другой. Пули прошли у ног летчика, пробили кабину, оборвав жизнь доброго и отзывчивого нашего товарища штурмана Талагаева. В сорванную перегородку командир увидел окровавленное, приникшее к пулемету лицо друга.
— Как же быть нам теперь, Иван Иванович?.. — в отчаянии спросил Иконников.
Еще не веря, что остался единственным живым на борту, лейтенант снова повторил эти слова. Каким-то краешком сознания он надеялся, что сейчас очнется и ответит ему штурман. Последние слова Владимира утонули в новом, оглушительном ударе. Машину с силой швырнуло в сторону, из рук летчика вырвался штурвал. Он тут же сгоряча схватил его, но сразу почувствовал какую-то непонятную вялость во всем теле, сильная боль обожгла левую ногу. Ниже колена обнаружил застрявшую в кости пулю. Но что это? Почему по левой руке течет кровь? Летчик поднял рукав и увидел у локтя застрявший осколок...
Иконников только сейчас заметил, что горит правая плоскость самолета: языки пламени уже подбираются к фюзеляжу. Кабина стала наполняться удушливой гарью. Летчик инстинктивно схватился за рукоятку колпака и привычным движением потянул ее. Но колпак не сдвинулся.
На какое-то мгновение Иконникова охватило чувство обреченности.
— Неужто конец?.. — сквозь зубы процедил он.
Подняв глаза, он увидел летящие рядом самолеты родной эскадрильи. И сразу какой-то неуемной радостью наполнилось его сердце.
«Нет, умирать рановато!.. Боевые друзья видят, в какую беду попал экипаж, и обязательно придут на помощь».
Но медлить было нельзя. Вот-вот взорвутся бензобаки, и тогда... Придерживая коленями штурвал, Владимир еще раз с силой дернул за рукоятку. Защелка подалась, и фонарь отошел, но не полностью. А огонь подбирался все ближе и ближе. Загорелись унты, хлопчатобумажный комбинезон. Пламя уже обжигало руки, лицо. Иконников с трудом стал различать в кабине приборы. Смерть была рядом. Но Владимир еще жил, хотел жить во что бы то ни стало! Охваченный огнем, летчик с трудом просунул в отверстие голову, стал жадно хватать ртом свежий воздух. Напрягая последние силы, пытаясь сбить пламя, он резко накренил самолет влево. И в эти секунды отчаяния и обреченности раздался сильный взрыв. Разваливаясь на куски, машина стремительно пошла к земле. Владимира выбросило из кабины. Открыв глаза, летчик увидел быстро надвигающуюся на него землю. Он нащупал кольцо и с силой выдернул его. Над головой раздался знакомый хлопок — парашют раскрылся. Через минуту Иконников лежал на траве...
Вокруг стояла зловещая тишина. Вскочив с земли, Иконников быстро освободился от парашютных лямок. Потом он стащил с себя тлевшие унты и комбинезон и стал торопливо их тушить. Комбинезон почти весь сгорел, и Владимир бросил его. С трудом натянул унты, встал и огляделся по сторонам. Он находился на небольшой лесной поляне. Каждое движение отдавалось острой болью в левой руке и ноге. Из ран текла кровь. Изорвав майку, Владимир, как мог, перевязал раны и, хромая, торопливо пошел к лесу. Ему повезло: вскоре он вышел к хутору, где стояло несколько домиков. Зашел в крайний, что поближе к лесу, и попросил помощи. Пожилая женщина-полька и ее сын-подросток быстро уложили на лавку раненого летчика и осторожно извлекли из ноги пулю, промыли рану, перевязали. Осколок, застрявший в локте, вынуть не удалось.
Два с половиной месяца под покровом ночи лесными и болотистыми тропами пробирался Владимир к своим. Ни голод, ни холод не сломили воли пилота. Постепенно заживала рана на ноге: через месяц он уже шел не опираясь на палку. Зато рука не давала покоя. Каких только трав не прикладывал Владимир к воспалившейся ране, что только не предпринимал, чтобы унять нестерпимую боль! Пренебрегая опасностью встречи с врагом, он стал чаще заходить в лесные деревушки, пытаясь найти лекаря. Но и в этом летчика преследовала неудача. Шло время, рука стала чернеть, а помощи ждать было не от кого.
В начале сентября ночью, пробираясь по лесной чащобе, Иконников, вконец измученный, набрел на своих бойцов, те отвели его в часть, а оттуда он был направлен в госпиталь. Врачи осмотрели руку и сделали заключение:
— Немедленно ампутировать!
— Нет! — резко ответил Владимир и добавил: — Лечите, я хочу воевать!
Молодой организм победил недуг. В конце октября Иконников вернулся в родной полк. Забегая вперед, скажу: Владимир Дмитриевич до конца войны не покидал кабины боевого самолета. Он сполна отомстил фашистам за смерть своих друзей по экипажу, за гибель однополчан. Героизм и мужество отважного летчика были отмечены вывшей наградой Родины — в сорок третьем году В. Д. Иконникову было присвоено звание Героя Советского Союза".



Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4744
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.15 01:35. Заголовок: Маршал авиации Скрип..


Маршал авиации Скрипко в своих мемуарах отмечает некоторые подробности налетов на Вильнюский. Задача на бомбардировку аэродрома Вильнюс была поставлена группе из 9 Дб-3ф 96-го ДБАП и двум звеньям 207-го ДБАП:
С рассвета 25 июня 1941 года наша авиация действовала двумя волнами: первая волна — фронтовые бомбардировщики, вторая — дальние. Наш авиакорпус наносил удары по колоннам фашистских танков, двигавшихся на Ошмяны. В середине дня 207-й дальнебомбардировочный авиаполк совершил успешный налет на Виленский аэродром, где в результате внезапного удара было уничтожено около 40 немецких истребителей.
Особенно тяжелое положение сложилось в 207-м полку. К началу войны здесь и так было мало самолетов, а из-за большого количества повреждений, полученных в ходе боев, командир авиаполка подполковник Г. В. Титов 25 июня смог поднять в воздух всего лишь два звена.
"В целях уничтожения самолетов противника на аэродромах решением командующего Западным фронтом 3-му дальнебомбардировочному авиакорпусу приказали, 24 июня (очевидно ветеран путает дату) бомбардировать аэродром Вильно. Воздушная разведка выявила здесь большое скопление немецких самолетов.
Мы отправили на задание 9 экипажей от 96-го дальнебомбардировочного авиаполка. Задачу эту они выполнили успешно. В момент налета на аэродроме Вильно находилось 36 немецких истребителей, 9 двухмоторных и 4 четырехмоторных бомбардировщика, а также военно-транспортные самолеты. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, прикрывавшей аэродром, бомбардировщики нанесли точный удар, но сразу же после выполнения боевого задания были атакованы "мессершмиттами". В результате эскадрилья потеряла 5 самолетов Ил-4".

Экипажи этих полков действовали звеньями, видимо примерно с 12:00 до 14:00, по крайней мере противник фиксирует 12 побед заявленных в этот период:
Stab II./JG 27 Fw. Hans Doye DB-3 (1.) 11.15 Woistan
9./JG53 Lt. Erich Schmidt SB-3 (23.) 11.30
Stab III./JG 53 Lt. Jürgen Härder DB-3 (2.) 11.36
7./JG53 Oblt. Friedrich Below DB-3 (1.) 11.55
7./JG53 Oblt. Friedrich Below DB-3 (2.) 12.05
7./JG53 Oblt. Friedrich Below DB-3 (3.) 12.05
5./JG 27 Lt. Gustav Langanke SB-2 (4.) 12.05 nordöstlich Wilna
5./JG 27 Lt. Gustav Langanke SB-2 (5.) 12.10 südöstlich Ostrowiecz
Stab II./JG 27 Hptm. Wolfgang Lippert DB-3 (20.) 12.15 südwestlich Wilna
5./JG 27 Fw. Erich Krenzkc SB-3 (2.) 12.15 östlich Wilna
7./JG53 Fw. Werner Stumpf DB-3 (8.) 12.30
5./JG 27 Oblt. Ernst Düllberg SB-3 (7.) 12.31 südwestlich Wilna
Реально были сбиты 8 самолетов 96-го ДБАП и 1 из 207-го ДБАП.

Экипаж 207-го ДБАП:
Пилот мл.л-т. Тренев Владимир Иванович- возвратился в часть.
Штурман л-т. Захаров Григорий Захарович- возвратился в часть.
Стрелок мл.сер-т. Шипицин Павел Петрович- возвратился в часть.

Восемь потерянных экипажей 96-го ДБАП:
1) Ком.звена мл.л-т Ткаченко Владимир Иванович - возвратился в часть.
Штурман л-т. Митин Иван Иванович - возвратился в часть.
Стрелок мл.сер-т Ячнев Олег Францевич, 1919г.р.
2) Пилот мл.л-т. Колоярцев Александр Павлович, 1917г.р.
Штурман мл.л-т. Тимошин Василий Павлович, 1914г.р.
Стрелок мл.сер-т Кузнецов Иван Леонтьевич, 1919г.р.
3)Ком.звена мл.л-т Григорьев Владимир Иванович, 1916г.р.
Штурман л-т. Акимов Михаил Сергеевич, 1915г.р.
Стрелок ефрейтор Моисеев Федор Павлович, 1919г.р.
4) Зам.ком.АЭ ст.л-т Кононов Василий Александрович - возвратился в часть.
Штурман л-т. Брагин Николай Васильевич - возвратился в часть.
Стрелок мл.сер-т Маслов Степан Давыдович, 1913г.р.
5)Ком.звена мл.л-т Краснощеков Георгий Иванович, 1916г.р.
Штурман звена л-т Ширяев Петр Васильевич, 1916г.р.
Стрелок мл.сер-т Денисов Василий Гаврилович, 1918г.р.
6) Пилот мл.л-т Галкин Сергей Андреевич - возвратился в часть.
Штурман л-т. Пономарев Алексей Андреевич, 1916г.р.
Стрелок мл.сер-т Новоселов Константин Васильевич, 1919г.р.
7)Ком.звена мл.л-т Бобрышев Петр Александрович, 1917г.р.
Штурман звена л-т Щеголев Константин Никитьевич, 1918г.р.
Стрелок сер-т Шуров Борис Васильевич, 1915г.р.
8) Пилот мл.л-т Плугин Михаил Ермолаевич, 1913г.р.
Штурман л-т. Кузнецов Александр Захарович, 1920г.р.
Стрелок сер-т Манжула Денис Егорович, 1915г.р.

Полки 42-й АД принесли серьезную жертву, однако говорить о 40 уничтоженных на аэродроме немецких самолетах конечно преувеличение, однако эффект от атак несомненно был, к примеру III/JG53, кроме сбитого стрелками 212-го ДБАД мессершмитта Р.Мюллера, потерял в этот день еще 3 самолета на 100% и один на 80%.
Пытаясь взлететь два немецких самолета столкнулись в воздухе и были полностью уничтожены, пилотам удалось спастись, но при этом командир группы хауптман В-Д Вильке получил ранение, пилот второго самолета из 7 штаффеля не известен.
Штаб III/JG53 Hptm. Wolf-Dietrich Wilcke Bf 109 F-2 №8104 - повреждения 100%.
7/JG53 Bf 109 F-2 №12710 - повреждения 100%.

Спасибо: 0 
Профиль
mavr
постоянный участник


Сообщение: 387
Настроение: переменчивое
Зарегистрирован: 12.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург (Петергоф)
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.15 19:52. Заголовок: Миша Т пишет: Вот ч..


Миша Т пишет:

 цитата:
Вот что реально интересно это потери 8 АК в этот день, может реально кого то на аэродроме прищучили!



Я в начале не вел учета по авио-корпусам и теперь не смогу так быстро выдать.
Можно уточнить, какие соединения туда входили?

P.S. на многих сканах дата 25.06.41 не совсем четко читается, поэтому я дам отдельно 26-ое.



Иногда, чтобы оказаться в глупом положении, достаточно сказать что-то умное. Спасибо: 0 
Профиль
mavr
постоянный участник


Сообщение: 388
Настроение: переменчивое
Зарегистрирован: 12.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург (Петергоф)
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.15 20:18. Заголовок: Миша Т пишет: к при..


Миша Т пишет:

 цитата:
к примеру III/JG53, кроме сбитого стрелками 212-го ДБАД мессершмитта Р.Мюллера, потерял в этот день еще 3 самолета на 100% и один на 80%.
Пытаясь взлететь два немецких самолета столкнулись в воздухе и были полностью уничтожены, пилотам удалось спастись, но при этом командир группы хауптман В-Д Вильке получил ранение, пилот второго самолета из 7 штаффеля не известен.
Штаб III/JG53 Hptm. Wolf-Dietrich Wilcke Bf 109 F-2 №8104 - повреждения 100%.
7/JG53 Bf 109 F-2 №12710 - повреждения 100%.



25 или 26 июня имеется ввиду?
JG53 за 25.06.1941 и 26.06.1941:


JG27 только за 25.06.1941:


P.S. даты на сканах не четкие и я могу ошибаться в их определении... и я бы еще 23.06.1941 рассмотрел:


Иногда, чтобы оказаться в глупом положении, достаточно сказать что-то умное. Спасибо: 0 
Профиль
mavr
постоянный участник


Сообщение: 389
Настроение: переменчивое
Зарегистрирован: 12.03.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург (Петергоф)
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.15 20:43. Заголовок: Миша Т пишет: Пока ..


Миша Т пишет:

 цитата:
Пока самолеты 42-й АД атаковали Вильнюсский аэродром, другие части продолжали работать по танковым и механизированным колоннам и скоплениям войск.
В 12:20 5 СБ 2-й эскадрильи 128-го СБАП с высоты 1000 м., бомбили мотомехколонну на дороге Ораны - Епишки. На цель было сброшено 30 ФАБ-100, экипажи отметили прямые попадания и пожары. Советские самолеты подверглись атакам немецким истребителей, но смогли отбить атаку и даже заявили о сбитом в воздушном бою Ме-110.



не уследил за датой...

красным - то что плохо читабельно... но могу дать вырезки из сканов...
какие строчки интересуют?

Иногда, чтобы оказаться в глупом положении, достаточно сказать что-то умное. Спасибо: 0 
Профиль
Миша Т
Авиаэксперт




Сообщение: 4751
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.15 21:08. Заголовок: mavr пишет: 25 или ..


mavr пишет:

 цитата:
25 или 26 июня имеется ввиду?
25.06.1941



Тут из трех самолей первые два не относятся к III/JG53, а третий потерян 27.06.41г.

mavr пишет:

 цитата:
26.06.1941
P.S. даты на сканах не четкие и я могу ошибаться в их определении...



А тут с 2 по 5 - это потери 25.06.41 №8104, 12710, 6680, 12610.
Ну а самое главное есть и пятая потеря у Прина это №6709 из 9/JG53 поврежден в результате вынужденной посадки на 80%. В данных которые Вы выложили получается что это машина штаффелькапитана Ф.Гетца, причем написано что он поврежден в р-те бомбардировки - супер!

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 327
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет