On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 981
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 14:47. Заголовок: Гибель шведского "Грифа"


Как принято писать и говорить, представляю "на суд читателей" очередную свою работу, под которую и открываю данную новую тему МВФ:

"2012 – 2013 © К.Б.Стрельбицкий

ГИБЕЛЬ ШВЕДСКОГО «ГРИФА»
(Историческое расследование)

…Наверное, многие читали в своё время произведения талантливой детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской, среди которых была и книга «Девочка в бурном море», повествующая о событиях Второй Мировой войны в Европе глазами советского ребёнка. Вспомним следующий эпизод из главы этой книги под названием «Голубой шарф»:
« ... Шведский пассажирский самолёт «Гриппен» приближался к берегам Швеции. Мерно рокотали моторы. Бортмеханик включил свет, раздвинул шторы. Пассажиры жадно прильнули к окнам. По соседству с самолётом мчалась полная луна, разрывая легкие облака, внизу поблескивали огоньки рыбацких домиков – в шхерах уже началось трудовое утро, вдали замелькали пунктиры огоньков вдоль шоссе. Пассажир-пастор осенил себя крестом. Опасная зона позади. Внизу шведская земля. Пассажиры расправляли плечи, спины, уставшие от многочасового напряженного сидения в темноте. Больше всего обрадовались свету и незашторенным окнам дети. «С благополучным прибытием в Швецию!» - поздравил стюард пассажиров и предложил горячий кофе в бумажных стаканчиках. Но ребятам не хотелось никакого кофе, они прильнули к стеклу - поскорее бы увидеть своих отцов. Витька следил за луной - самолёт никак не мог обогнать ее. Женщины приводили себя в порядок. У Катюшиной мамы разметались за ночь тяжелые косы; она украдкой спустила их между колен, расплела, и из-под гребня на пол пролились золотистые вперемежку с серебряными пряди - блокада оставила свой след.
Внизу под самолетом все больше светящихся пунктиров... Вдруг по луне чиркнула какая-то тень... В самолете внезапно погас свет. Вразлад заработали моторы, самолет задрожал как в лихорадке. Луна, словно испугавшись, стремительно понеслась вверх. Навстречу летит земля...
Яркое пламя лизнуло стёкла окон, осветило широко раскрытые глаза Катюши.
Взрыв потряс шхеры.
Взрыв в шхерах потряс сердца шведов.
Фашистский истребитель сбил над шведской землей пассажирский самолет невоюющей Швеции.
Когда над шхерами взошло бледное зимнее солнце, родственники пассажиров «Гриппена», прибывшие в шхеры, тщетно пытались опознать среди обгоревших трупов своих родных...
Над зданием полпредства приспущен советский флаг. В голубом зале на постаменте, увитом траурными лентами, стоят шесть урн. В почетном карауле Николай Петрович, его помощник, Александра Михайловна и Антошка. По улицам Валхалавеген и Карлавеген движется скорбная процессия и с обоих концов вливается на Виллагатан. Метёт позёмка, люди несут бережно закутанные цветы. Холм живых цветов вырастает вокруг урн, вздымаются в клятве сжатые кулаки, молча, с низким поклоном пожимают рабочие, моряки, простые люди Швеции руки двух осиротевших отцов.
Над зданием Советского полпредства в белой пороше трепещет алое полотнище.
В голубом зале шесть урн.
Над урнами вздымаются в клятве крепко сжатые кулаки.
Это – война».
Автор этих строк стала известна многим не только как талантливая детская писательница, но – впоследствии – и как советская военная разведчица. На склоне своего жизненного пути полковник Зоя Ивановна Рыбкина (Воскресенская) написала мемуары, под названием «Теперь я могу сказать правду» увидевшие свет в 1992 году, уже после её смерти. Там об этом эпизоде своего пребывания в Швеции она написала следующее:
«Наш военно-морской атташе Алексей Иванович Тарабрин поделился со мной новостью:
- Завтра прибывает английский самолет, на нем летят моя жена и двое моих малолеток и жена моего помощника тоже с двумя детьми. Все они пережили ленинградскую блокаду. Наконец-то мы обретем свои семьи. Всё самое страшное позади.
Разве мог этот человек даже подумать, что непомерно тяжкая беда еще впереди.
Английский самолёт, на котором летели семьи наших посольских товарищей, был расстрелян врагом в упор над нейтральной шведской землей. Взорвался… загорелся… рухнул… Все погибли. Чудом спасся шведский пастор. Взрывом его выбросило в кустарник, и он уцелел, хотя и сильно пострадал.
В ожидании семей Тарабрин и его помощник покупали игрушки, лакомства для своих ребят. Что говорить, эти семьи ждала вся наша колония. Любовью и подарками готовились встретить их, перенесших и ленинградскую блокаду, и переход с конвоем из Мурманска в Глазго, и перелёт через коварное Северное море…
Ночью меня разбудил резкий стук в дверь. Я не удивилась. Тарабрин еще днем предупредил, что по приезде с аэродрома он придет за мной: «Как не выпить шампанского в честь приезда?»
Услышав стук в дверь, я откликнулась:
- Поздравляю, поздравляю, Алексей Иванович! Разреши мне приветствовать твою семью утром, сейчас я не в форме.
- Открой дверь! – не сказал, а выкрикнул Тарабрин. Выкрикнул так, что мне стало не по себе.
Я накинула халат, включила свет. Алексея Ивановича трудно было узнать. Мертвенно-бледный, ни кровинки в лице. Каким-то потусторонним голосом он сказал:
- А мои-то сгорели. Все сгорели, все шестеро, четверо деток.
Он рыдал, закрыв лицо ладонями.
Я усадила его, обхватила за плечи, сама не в силах сдержать рыданий.
- Сейчас поедем опознавать трупы. – Он тяжело поднялся с кресла.
В обгоревших останках Тарабрин и его помощник едва узнали своих. На одной руке спеклись золотые часы и браслет, которые Алексей Иванович подарил жене к ее тридцатилетию…
К вечеру в посольстве было установлено шесть урн. Две большие и четыре маленькие. Большие урны были окутаны газовыми шарфами, приготовленными для жен. На маленьких – октябрятские звездочки. В почетном карауле бессменно стояли отцы погибших. Оба познали войну. Один был на Халхин-Голе, другой – в республиканской Испании. Они никогда не применяли оружие против детей, они отважно защищали детство. Сейчас с мокрыми платками у лица они не могли сдержать слёз. Обоих обуревало чувство мести, они рвались в действующую армию.
А по улице Виллагатан растянулась бесконечная цепочка жителей шведской столицы. Люди пришли в советское посольство со словами соболезнования, возмущения актом вандализма, совершенного гитлеровцами.
Взрыв самолета потряс шхеры…
Взрыв в шхерах потряс сердца шведов…»".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 29 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 1973
Зарегистрирован: 19.03.10
Откуда: Харьков
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.13 20:45. Заголовок: СУПЕР! :sm36: ..


СУПЕР!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1435
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.13 21:48. Заголовок: Tora пишет: СУПЕР! ..


Tora пишет:

 цитата:
СУПЕР!


Тора, спасибо за оценку!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1436
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.13 22:28. Заголовок: Только что заменил п..


Только что заменил прежний вариант текста на откорректированный "по вновь открывшимся обстоятельствам".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1017
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.13 22:30. Заголовок: Константин Борисович..


Константин Борисович, так понимаю немца можно понять - этим маршрутом пользовались и британцы летая в Швецию.Плюс этот же пилот в апреле 43-го одного из них как раз и сбил(Lockheed 18 G-AGEJ of BOAC piloted by Erik Engness, Co-pilot Oddvar Wenger, Wop Harald Pillgram Wilhelmsen and 5 pax). Во вторых, дело было ночью и тут окраска вряд ли могла оказать какое либо останавливающее действие.
P.S. : действительно ли Геринг лично извинился в письме шведскому правительству за этот инцендент?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1473
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.13 23:24. Заголовок: Начну отвечать "..


Начну отвечать "по-русски", то есть с конца. В шведских публикациях мне встречалось, что извинения за случившееся от лица Германии местным властям принёс немецкий военный атташе. В подобных случаях это должен делать посол, а приведённый мной факт ясно говорит о том, чтьо атташе выполнял волю не только руководства своего государства, но и военного командования, так что личное письмо рейсхсмаршала не исключается, хотя доподлимнно мне об этом не известно.
Шпайдель однозначно знал, КОГО по национальной принадлежности он сбил. Он был "ночником", а это значит, что его машинами была оборудована "фарой" для подсветки перехваченной цели. Даже, если принять "десять минут обстрела" за объяснимое временное преувеличение спасшегося членга экипажа "Грифа", то всё равно атака немецкого "ночника" была никак не одномоментной. Допускаю, что Шпайдель начал её после наведению на цель с земли, например, по огням выхлополв от моторов, но в дальнейшем он всё равно должен был включить "фару". В её свете на дистанции атаки всё становилось абсолютно ясно...
Кстати, наконец, точно выяснилось, где именно в Москве были перезахоронены обе урны с прахом погибших, привезённые из Швеции...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1018
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.13 18:37. Заголовок: Спасибо за разъяснен..


Спасибо за разъяснения с извинениями шведам.
Спорить про тактику и время боя не буду.Но насколько мне известно, у Юнкерса из всей подсветки была только посадочная фара,насколько она "дальнобойна" и "сфокусирована" не знаю. К тому есть сомнение, что это была модификация G(вроде как с 44-го пошла в части(есть упоминания и о декабре)), а не C6.
Возможно наведение с земли было осуществленно посредством РЛС. По крайней мере согласно этой страницы к весне 43-го в основном Скагеррак был перекрыт зоной действия РЛС. Прошу обратить внимание на схему и фразу под ним:"A "tracer map" from FLUKO Kolding 5/6 MAR 1943 noting: "3 Fdl. Kuriere Schweden - England, 4 Fdl. Kuriere England - Schweden". Judging from the points where the tracks were first detected and later faded, the allied aircraft were flying at 2.000 ft.",что в принципе и соответствует в какой то мере направлению и высоте полета, что упомянута у Шпайделя(600 м).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1478
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.13 19:55. Заголовок: Ув.CM6 , спасибо за ..


Ув.CM6 , спасибо за ссылку, но эта страница мне уже знакома

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1022
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.13 21:38. Заголовок: Моонзундец пишет: У..


Моонзундец пишет:

 цитата:
Ув.CM6 , спасибо за ссылку, но эта страница мне уже знакома


Нисколько не сомневался, тогда ,пожалуй, вариант с РЛС правдоподобнее визуального обнаружения при наведении с земли.
Известно какая погода была в ту ночь и предупреждались ли немцы о рейсах шведов?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1479
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.13 22:51. Заголовок: Насчёт погоды - отве..


Насчёт погоды - ответить пока не готов, насчёт предупреждений: насколько мне известно, шведы только "в общем" информировали немцев о поддержании ими воздушного сообщения с Шотландией и официально получили немецкое "одобрение" на это. Но об информировании о кажом конкретном полёте речь не шла, это, к примеру, не выход в Атлантику шведского судна из Швеции, когда давалась максимально подробная информация о нём воюющим сторонам (и то не всегда помогало...). К тому же, данная авиалиния поддерживалась не только шведскими самолётами, но и британскими, и главной проблемой для шведов - до гибели первого из "дугласов" - было "разведение" в Бромме по времени посадок, пребывания и вылетов немецких и английских самолётов, а то при их "наложении" дело доходило до рукоприкладства "представителей воюющих держав на нейтральной территории"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 29 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 178
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет