On-line: гостей 3. Всего: 3 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
Авиаэксперт




Сообщение: 3178
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.13 15:39. Заголовок: Воздушный бой 13 февраля 1940 года - или подвиг летчика Михина


Вчера в журнале смена за февраль 1941 года попалась статья про воздушный бой, который провели пилоты так называемой группы Ткаченко ( выделена из состава 49 ИАП) в ходе Зимней войны 13.02.40 года. В этой схватке лейтенант Михин столкнулся с финским самолетом. В статье этот эпизод трактовали как таран.
Собственно результат столкновения налицо! Фото сделал фронтовой корреспондент Л.Коробов.

Тем не менее в историческом формуляре части этот эпизод трактуют именно как столкновение в воздушном бою: «В воздушном бою с самолетом противника получил повреждение самолета от удара плоскостью. Произвел посадку на своем аэродроме благополучно».
Собственно виновник происшествия Михин Яков Филиппович, командир звена, лейтенант, 1914 г.р. В той же статье есть его фото на фоне хвоста своего И-16:

Из подробностей боя - восьмерку 2 И-16 (Михин и Федотов) и 6 И-15бис вел зам комэска по п/ч ст.политрук Кочмала Михаил Афанасьевич (1908 г.р. Всего в ходе С-Ф войны выполнил – 93 б/в, 83 часа, награжден Б.Кр.Зн.). Судя по статье 6 И-15бис из группы Ткаченко должны были атаковать цели в р-не Вяртсиля, а пара И-16 2/49 ИАП выполняла роль прикрытия.
В статье приводятся еще несколько участников боя:
Федотов Андрей Андреевич, мл/л-к, л-т, (1914 г.р. С-Ф – Б.Кр.Зн., в ВОВ Герой Советского союза, комэска, инспектор по т/п, командир 169 ИАП/63 гв.ИАП. Совершил более 200 б/в, сбил лично 21(18) и в группе 1 самолета противника, награжден орденами Ленина, Кр.Зн. Кр.Зв., Александра Невского, Отеч.Вой. 1 ст. Командир 63 гв.ИАП п.п-к Федотов погиб 15.12.43 года в воздушном бою.);
Согин Федор Николаевич, к/з, л-т, (1915 г.р. С-Ф – Б.Кр.Зн.);
Мурзин Сергей Анатольевич, мл/л-к, мл.л-т (1918 г.р.С-Ф – 97 б/в, 99.52 часов, «За отвагу».)
Заниздра.

По финским данным, в тот день пара Гладиаторов из 2/LLv 26 пилоты Туоминен и Лаутамяки (вылет с 14.00 по 15.30) взлетели по тревоге и были направлены в район Маткаселкя, на подходе к которому они обнаружили большую группу советских бомбардировщиков СБ. После доклада по радио на подмогу немедленно вылетели Калмберг и Кивинен (командир 2/LLv 26), дежурившие с прогретыми двигателями, затем начали взлетать и оставшиеся пять «Гладиаторов» – так что очень скоро семерка Кивинена была в воздухе. Однако, заняться бомбардировщиками не пришлось, так как по пути финнам встретилась группа советских истребителей (девять И-15-бис - согласно доклада финнов, они так и не определили состав советской группы, что явно говорит что атака пары прикрытия была внезапной).
По докладу Финнов - шесть советских истребителей встали в «испанский круг», приняв оборонительную тактику, в то время как одно звено отошло немного в сторону и стало набирать высоту. Именно это звено напало на пару Кивинен - Калмберга когда те атаковал шестерку И-15бис. «Гладиатор» Калмберга получил несколько попаданий, и его пилот попытаться уйти пикированием, но это не удалось – в какой-то момент Калмберг попытался выйти из пике, резко переведя истребитель в кабрирование, но советские летчики сработали четко - когда самолет "завис", то получил новую порцию пуль. Видимо на этот раз был поврежден двигатель или убит пилот, так как «Гладиатор» быстро вошел в неуправляемый штопор, и упал. Самолет командира финского отряда тоже получил повреждения двигателя, но Кивинен, введя свой биплан в пологое пикирование, сумел оторваться от преследователей и благополучно приземлиться в Вяртсиля...
Если судить по статье то пара прикрытия И-16 весьма эффективно выполнило свою задачу вышедшая в атаку на ударную группу пара Гладиаторов была нейтрализована, один самолет сбит второй совершил вынужденную посадку из-за боевых повреждений. Далее после того как Михин ушел на свой аэродром, Федотов продолжил бой в составе общей группы.
Почему Михин заявил что ударил фокер сказать сложно, скорее всего из-за высокой скорости на пикировании он просто неверно идентифицировал самолет Калмберга. Почему Федотов не заявил победу то же довольно странно, возможно все из-за той же скорости на пикировании, не успел заметить результаты стрельбы...
По финским данным Гладиатор GL-260 упал у Куконвары, пилот Карл Калмберг погиб. В статье из Смены есть фото разбитого самолета, найденного после окончания боевых действий в том районе, возможно это Гладиатор Калмберга...

Ну и собственно фото героев этого боя Михин (слева) и Федотов (справа):

А тем временем оставшиеся 5 Гладиаторов атаковали 6 И-15бис, финское описание: "бой почти утратил всякую управляемость и превратился в настоящую свалку, где каждый был сам за себя..."
В связи с таким описанием трудно представить что советские истребители вставали в круг, скорее соответствует действительности версия советской стороны, о том что ударная группа упорно, с боем пробивалась к своей цели! Это был бой равных по силам и выучке соперников, и на сбитый самолет датского волонтера Йорн Ульриха (GL-257 разбит при посадке на лес в р-не Кухиласваара – Хавиваара и не востанавливался, сам Ульрих, был ранен), финны ответили сбитым самолетом ведущего советской группы, ст.политрук Кочмала погиб. По отчету 49 ИАП ему засчитали победу над Гладиатором, хотя в статье заявлено что финский самолет сбили группой. По финским данным победу над И-15бис в р-не Куконвары в 14.40 заявил И.Йонсу (на самолете GL-256). Интересно но Ульриху по результатам боя засчитали 2 СБ сбитых им в р-не Куконвара, то есть получается он успел еще атаковать группу СБ, прежде чем ввязался в бой с И-15бис, по другому это просто не могло произойти. Время его вылета 14.15 по 15.15, ответственно видимо все таки первым погиб Кочмала, а уж потом Бисы расстреляли самолет Ульриха...
Михаил Афанасьевич Кочмала:

Разбитый самолет Ульриха:

Самолет И.Йонсу:


А тем временем героический Туоминен выполнил поставленную задачу и атаковал со своим ведомым девятку СБ. В результате боя фины заявили что сбили в р-не Янисярви 3 СБ, из них 2 1/2 на счету О.Туомминен и 1/2 Л.Лаутамяки. Далее видимо финны преследовали группу советских самолетов и после довольно короткой погони (от Ян исярви до Лоймолы 40-50 км), О.Туоминену засчитали еще две победы - СБ он якобы сбил в р-не Райконкоски и И-15бис в р-не Лоймола.
Самолет Туоминена:

К сожалению по советским потерям у меня есть только данные о гибели ведущего группы М.А.Кочмалы, не смогу даже предположить что за И-15бис мог сбить Туоминен. По некоторым данным 39 СБАП потерял в этом р-не 3 СБ. Однозначно можно сказать, что если бы не случайная встреча основной группы самолетов 2/LLv 26 пилотами группы Кочмалы, то СБ понесли бы гораздо большие потери...
Примерная схема боя в р-не Вяртсиля и преследование Туоминеном группы СБ:

Ну и собственно статья:

В дальнейшем судьба вполне благоволила Якову Филипповичу Михину. Он участвовал в ВОВ с 22.06.41 по 15.07.42г., зам.комэска 49 ИАП, далее командир АЭ 293 ИАП. Совершил 110 б/в, провел 25 в/б, лично сбил 4 самолета, награжден орденом Б.Кр.Зн. Далее комэска 6 ПАП, был награжден орденом Кр.Зв.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 1957
Зарегистрирован: 19.03.10
Откуда: Харьков
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.13 15:46. Заголовок: КЛАСС!!! :sm36: ..


КЛАСС!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 998
Зарегистрирован: 02.10.08
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.13 14:06. Заголовок: Спасибо.Весьма интер..


Спасибо.Весьма интересно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 463
Настроение: нормальное
Зарегистрирован: 21.04.10
Откуда: Россия, Карелия
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.13 17:50. Заголовок: Для целостности сюже..


Для целостности сюжета -фото супостата,правда датированное 1941-м годом.Туоминен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 3189
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.13 22:52. Заголовок: konsta пишет: Для ц..


konsta пишет:

 цитата:
Для целостности сюжета -фото супостата,правда датированное 1941-м годом.Туоминен.



Спасибо!
А фото Кивинена не попадалось?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 464
Настроение: нормальное
Зарегистрирован: 21.04.10
Откуда: Россия, Карелия
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.13 15:41. Заголовок: Миша Т пишет: А фот..


Миша Т пишет:

 цитата:
А фото Кивинена не попадалось?

Майор Харью-Йенти и капитан Кивинен,опять же фото датированное 1941-м годом

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 3192
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.13 16:30. Заголовок: konsta пишет: Майор..


konsta пишет:

 цитата:
Майор Харью-Йенти и капитан Кивинен,опять же фото датированное 1941-м годом



Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 465
Настроение: нормальное
Зарегистрирован: 21.04.10
Откуда: Россия, Карелия
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.13 18:46. Заголовок: Полная информация о ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 466
Настроение: нормальное
Зарегистрирован: 21.04.10
Откуда: Россия, Карелия
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.13 19:00. Заголовок: Для полного комплект..


Для полного комплекта-ведомый Туминена-опять же фото 1941 года и групповое:л-т Пухакка,фенрик Энрот и сержант ЛАУТАМЯКИ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 95
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет