On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.10 19:01. Заголовок: Забытая трасса


Забытая трасса

Через Красноярск в годы войны переправляли не только зарубежную технику, но и отечественные самолеты. Военный аэродром в краевом центре был базовым и для приема самолетов с авиационных заводов в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Это были бомбардировщики Ил-4, Пе-2, Пе-3 и Ер-2.

Иркутский авиационный завод, с 19 декабря 1941 года – Завод № 39 им. Сталина, выпускал:

пикирующий бомбардировщик Пе-2 (1941—1943 гг.)
дальний истребитель Пе-3 (1942—1943 гг.)
дальний бомбардировщик Ил-4 (1942—1944 гг.)
дальний бомбардировщик Ер-2 (с 1944 г.)
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод работал под номером 126. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало бомбардировщики дальней авиации — ДБ-3Ф (Ил-4). Всего было построено 2 757 этих боевых машин.

Перегоном самолетов с востока через Красноярск занимались пилоты 12-й особой авиагруппы (оаг) Гражданского воздушного флота. Она была сформирована в соответствии с приказом от 15 марта 1942 года. Собирали в группу пилотов со всей страны. Здесь были даже летчики из Казахстана и Узбекистана, и конечно, енисейцы из местной авиагруппы ГВФ. В частности, Михаил Емец, Борис Кузнецов, Евгений Лисицын. Бортмеханик Михаил Лютых, уроженец села Далай Иланского района Красноярского края, прибыл из Дальневосточного управления Гражданского флота.

Уже в апреле начала работать первая эскадрилья 12 оаг. Перелеты были столь же опасны, как и на Красноярской трассе. Тайга, множество водоемов, совсем мало ориентиров. Все это приводило к авиакатастрофам. Происходили трагедии по всей линии трасс Комсомольск-на-Амуре – Москва и Иркутск – Москва. Погибали не только пилоты 12 ОАГ, но и те экипажи, что прибывали за бомбардировщиками прямо на заводы. Поэтому уже в ноябре 1942 года Комсомольскую трассу перекрыли. Самолеты со 126-го завода решили отправлять только железнодорожным путем. С декабря 1942 г. 12-я особая авиагруппа массово перегоняла самолеты только из Иркутска.

Из воспоминаний пилота полка морской авиации И.И. Кабакова, перегонявшего из Иркутска самолет Пе-2:

«Маршрут от Иркутска до Ленинграда по полетному времени был в несколько раз длиннее, чем мой общий налет на этом типе самолета! До Казани летели по «компасу Кагановича» – вдоль железной дороги. Обслуживание трассы было очень примитивным. Запасных аэродромов практически не было, метеообслуживание было слабым. Во время перелета полк потерял два самолета. Один загорелся под Красноярском. Экипаж погиб. Второй сел в Канске с убранным шасси. Следом за нами летел полк армейской авиации. Так они только пятнадцать самолетов из тридцати догнали до Казани».

В мае 1943 года к перегонке самолетов была подключена вновь сформированная на базе 12 ОАГ ГВФ 73-я вспомогательная авиационная дивизия (вад) Авиации дальнего действия. Она выполняла задачи по перегону американских самолетов с аэродрома в Красноярске и советских бомбардировщиков с заводов в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре. В состав дивизии вошли 104-й и 105-й вспомогательные авиаполки. В полках имелось по 30 экипажей, и снова в них попали гражданские пилоты Енисейской авиагруппы ГВФ.

С июня 1943 года дивизия начала перегон самолетов Ли-2, Ил-4, В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон», С-47 «Дуглас». Самолеты перегонялись из Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Ташкента, Баку.

В 73-й дивизии также летали красноярцы. Например, младший лейтенант Александр Ермолаев, уроженец краевого центра, ставший со временем начальником связи эскадрильи перегоночного полка. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Старший лейтенант Иван Животягин родился в Ростовской области, но после Батайской авиационной школы перебрался в Красноярск, стал командиром корабля в Енисейской авиагруппе ГВФ. Летал в 12 ОАГ, затем во вспомогательной дивизии. К 16 января 1945 года перегнал на запад 45 импортных и отечественных самолетов. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Лейтенант Николай Осипов из деревни Тагашет Нижнеингашского района окончил Новосибирскую авиашколу. С 1943 года также служил во вспомогательной авиадивизии.

Известно, что только с мая 1943 по май 1944 гг. пилотами 73-й вад был перегнан 2021 самолет, в том числе: Ил-4 -1174 шт., Ли-2 - 434 шт., В-25 - 222 шт., С-47 - 112 шт., А-20 - 17 шт., Ще-2 - 7 шт., Ер-2 - 2 шт., других типов - 52 шт.

12-я группа и 73-я дивизия с июня 1942 по июль 1945 года понесли серьезные потери при перегоне самолетов. За это время произошло 34 катастрофы, погибло 60 пилотов и бортмехаников.





Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 85
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет