Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются. Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru
Интересует любая информация по аэродромам находившимся в районе Витебска на начало войны, а также о частях и соединениях базировавшихся на этих аэродромах. В Витебске существовало несколько аэродромов. На западном берегу Двины, он обозначен на польской карте 1932 года,
и "южный" аэродром, северо-восточнее пригородного поселка Лучеса, уже на восточном берегу Двины, нанесен на нашу 500 метровку 1928 года.
Южный к началу войны точно действовал, на счет "западного" у меня сведений нет. Прошу участников поделиться информацией и фотографиями по этой теме. Заранее благодарен
Отправлено: 12.03.10 15:11. Заголовок: Это, по всей видимос..
Это, по всей видимости "южный" аэродром, недалеко от которого, скорее всего находился СПАМ 14 тд 7 мк. Как раз там находились два неисправных КВ этой дивизии, один из которых и застрял на этом аэродроме. Скорее всего, этот танк принимал участие в отражении атак 20.Pz.Div. и 20.I.D.(mot) в районе восточного ж/д моста. К стати, что это за самолеты?
Сообщение: 190
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 12.03.10 19:31. Заголовок: КВ-2 стоит к летному..
КВ-2 стоит к летному полю кормой - соответственно носом к забору аэродрома. Самолеты сначала стоявшие по краю летного поля потихоньку сталкивают к танку...
Отправлено: 12.03.10 22:53. Заголовок: Миша Т пишет: это к..
Миша Т пишет:
цитата:
это какой из двух?
Это как раз южный и есть. В левом нижнем углу видно русло Двины, извилистая речка, впадающая в Двину, вдоль ж/д полотна - Лучеса. Видно, что ж/б автодорожный мост на 28.06. еще цел, потов его взорвали.
Спасибо большое за фотографии.
Подскажите, есть-ли какая информация о ведении БД 43 и 6 ББАП 12 САД и 161 РезАП, и где ее можно почитать?
Отправлено: 12.03.10 23:40. Заголовок: Миша Т пишет: на за..
Миша Т пишет:
цитата:
на заднем плане там церковь виднеется...
К сожалению, ни чего похожего в Витебске не нашел. Вот что-то похожее, но это Демидов. Там Су-2 могли быть? Есть информация о двух самолетах, пытавшихся взлететь во время его взятия передовыми частями 7.Pz.Div. , один из которыз был сбит.
Сообщение: 197
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 12.03.10 23:56. Заголовок: Да, ну не факт что э..
Да, ну не факт что эти Су-2 в Витебске сфотканы, все таки 43 ББАП много аэродромов сменил за июнь - июль, я на выходных гляну и прикину какие а-мы базирования были... По Демидову к сожалению инфы по описанному Вами эпизоду нет, а это тот Демидов что в Смоленской области? Если так то там у другой церкви До-17зет упал - хорошие фото есть...
Сообщение: 198
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 13.03.10 12:09. Заголовок: По идее кроме а-м..
По идее кроме а-ма Витебск (в котором штаб и 1 группа KG 2 , базировались с 1.10 до 1.11.41) Су-2 могли встретить только в Белорусии, вот еще а-мы которые занимали части KG 2 - Silce с 10.07-1.08 (опять же штаб и 1 группа) и третья группа 10.07 - Parafjanowo. Оба пункта (и Silce и Parafjanowo) севернее Минска, около озера Нароч... Так что только там по идее (Витебск, Silce и Parafjanowo) могла быть церквь, Су-2 в Рельбицах и Веретеньях небыло однозначно, Демидов - вилимо был просто а-м подскока...
Сообщение: 199
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 13.03.10 12:32. Заголовок: На этих фотках явно..
На этих фотках явно лето и самолеты этих типов могли встретится только в тех районах про которые мы говорили... 43 ББАП базировался в Курополье и Б.Ситцы (это тот же р-н Silce и Parafjanowo) может это одни и те же а-иы?
Сообщение: 200
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 13.03.10 20:23. Заголовок: То что на поле аэрод..
То что на поле аэродрома Витебск были разбитые Пешки - факт... 5.07 немцы накрыли несколькими последовательными налетами только что приземлившийся 410 СБАП... 3 Пе-2 сгорело...
Отправлено: 14.03.10 00:38. Заголовок: Насчёт Р-3ет в Баран..
Насчёт Р-3ет в Барановичах, думал, но решил может залётный кто (всётаки один такой, он стоит на фото), а почему подумал про Барановичи - так стены расписанные смутили! В Барановчах тоже что-то типа маскировочных пятен на стенах имеется!
По поводу этого: 26 ноября 1941 г. авиаразведчик 750 ДБАП обнаружил на аэродроме Витебска, захваченном немцами, 8 самолетов ТБ-3, часть из которых, вероятно, принадлежала 3 ТБАП.
Сообщение: 206
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 15.03.10 21:06. Заголовок: Насчет этого И-16..
Насчет этого И-16 думаю что мизерные шансы того что это Витебск - 161 РезАП навряд ли располагал И-16 поздних типов (я по опыту 162 РезАП сужу, в нем то же одни пятерки были) - оба полка перед войной получили по 5-6 И-153, это точно и другой новой техники у них скорее всего небыло... По поводу ТБ-3 - я думаю напутал разведчик - что им там делать было - туда да же Дб-3 не перебазировали, я гляну конечно доки 3 ТБАП, но зараннее уверен небыло их там.
Сообщение: 207
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 15.03.10 21:11. Заголовок: А у меня возникли со..
А у меня возникли сомнения по поводу вот этого И-16 - может это Витебск? По эпизоду просто ДС-3, СБ, Р-зет, И-153 и И-16тип5 - мо жет удастся установить вот это здание на заднем плане?
Бесспорно, СБ б/н 6 и 9 - это Витебск. Но связи с И-16 б/н 7 по снимкам не прослеживается. И ПС-84 тоже, по-моему, разные - хвосты по разному повреждены. ИМХО, И-16 б/н 7 на фоне башне снят все-таки не в Витебске.
Отправлено: 05.04.10 17:35. Заголовок: Миша Т пишет: Может..
Миша Т пишет:
цитата:
Может это одно место, ангары сдвоенные вроде и там и там - МиГ-3 в Витебске были...
Витебск вполне может быть. На эту мысль меня наводит колоннада от недостроенных ангаров на заднем плане (хотя такая и в Бобруйске была). А надпись на оборотке фото, которое я запостил в ветку про неразборчивые названия, при определенной фантазии можно прочитать как "Witebs", если использовать зюттерлин:
Такая же колоннада видна при виде на этот б/н 5 с левого борта:
Файл с одним из этих фото у меня был назван "Witebsk", но я уже не помню, почему я его так назвал.
Сообщение: 584
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 19.05.10 09:52. Заголовок: Согласен, может это ..
Согласен, может это и вовсе и не Витебск, и не Лепель... Однако в 128 СБАП 12 БАД практически 100% машин были 300 серий, то есть именно такие как на этом фото и кроме того согласно боевому расписанию четыре из пяти машин комэсков имели хвостовые №Э. так что думаю что все таки есть вероятность что машина реально Витебск-Лепель...
Отправлено: 20.07.11 00:06. Заголовок: Новые фото самолетов..
Новые фото самолетов, интересный СБ без номера среди других машин на краю аэродрома Витебск, предположительно машина из 6 СБАП, так же как и СБ №6 который видно на последнем фото на заднем плане:
Отправлено: 12.09.11 10:21. Заголовок: На днях составил при..
На днях составил примерную картину боев над а-м Витебск 5 июля 41 года: Данные из оперсводок и разведсводок 12 БАД, а так же отчета командира дивизии п-ка Аладинского:
С утра 5.07 п-ку Аладинскому была поставлена задача принять 10 МиГ-3 м-ра Анистратенко и Пе-2 410 БАП, к сожалению время прибытия не указано, но сначала сели МиГ-3, а за ними Пе-2, практически сразу после посадки Пе-2 по аэродрому был нанесен штурмовой удар группой из 12 Ме-109, советские истребители встретили их в воздухе (так как 3 АЭ 161 РезАП патрулировала с утра район аэродрома). 12.26-12.45 воздушный бой 7 МиГ-3, 2 И-153, 1 И-16 и 3 И-15 против 12 Ме-109 из 9/JG27, сбиты 1 И-15, а также из-за боевых повреждений два МиГ-3 были разбиты на вынужденных посадках, пилот И-16 был ранен и на посадке врезался в Дуглас… Немцы заявили 3 победы, две над И-16 и одну над И-15. Всего до 13.00 3 АЭ 161 РезАП и гр.МиГ-3 м-ра Анистратенко совершили 18 б/в. Далее согласно документов налеты следовали практически без остановок с 13.00 по 18.00 (хотя последний налет зафиксирован в 18.30).
Второй бой в 13.15 налет мессеров – немцы повредили много Пе-2 410 БАП. 15.40 – 16.10 Воздушный бой 5 МиГ-3, 1 И-16 и 3 И-15 против 12 Ме-109, сбиты МиГ-3 (при заходе на посадку упал и сгорел) и И-16. Интересно что немцы из истребительных групп не заявляли побед в это время(!) возможно аэродром в этот раз атаковали пилоты II/LG2 их побед к сожалению у меня нет... Далее налет в 16. 00 15 бомберов. 17.00 - 17.20 12 Ме-109 штурмовали аэродром. Наши истребитенли вели с ними воздушный бой… 17.30 9 Ю-88 бомбили аэродром. 18.20-18.26 еще налет бомберов – 18 Ю-88. В воздушных боях и от штурмовок получили повреждения 5 МиГ-3, сбиты 2 И-16. На земле сгорело 3 Пе-2, повреждено 6, 2 И-15бис уничтожены, 1 Су-2 поврежден, 1 ДС-3 сгорел и 1 ДС-3 поврежден, 3 СБ повреждены.
Отправлено: 14.12.11 10:48. Заголовок: Сегодня благодаря ус..
Сегодня благодаря усилиям "танкистов" таки определилось местоположение группы самолетов где основные 3 И-16, два с №1 и 5 - это таки Витебск! Помогли фото БТ-7 сфотанного в Витебске на ул. Лучесской, около аэродрома:
Эти два дома хорошо видно по направлению фото от группы И-16, причем на первом аэрофотоснимке аэродром и здания еще в первозданном состоянии, без следов бомбежки... На втором фото немецкого разведчика видно что из всех ангаров уцелели только два - один из них нас не интересует, так как он сдвоенный, а вот второй видно на фото с И-16 №5, кроме того справа от группы самолетов видно небольшое здание с характерной крышей...: Ну и собственно многочисленные фото группы И-16:
Отправлено: 15.12.11 00:10. Заголовок: Ну ОК - по всем бы а..
Ну ОК - по всем бы аэродромам такие качественные снимки - все бы уже привязали - как немировцы!
Да все И-16 - самолеты из 3 АЭ 161 РезАП. №1 тип10, №5 тип5, интересно что третий И-16 в этой группе пушечная машина поздних серий тип27/28, жаль она сильно разбита и перевернута... На аэродроме как мы помним есть еще один И-16 который лежит на летном поле тип29.
Отличные фотография сделанная немецким экипажем из 4/(F)14 в 11:05(то есть по советскому времени в 12:05) 5 июля 41 года позволяет нам убедится что приведенные выше данные о перелете в Витебск Пе-2 из 410 БАП и МиГ-3 из АЭ Анистратенко сразу же были зафиксированы немецкой авиаразведкой, после чего командование 8 АК начало серию непрерывных налетов закончившихся к вечеру полным поражением советских частей базировавшихся на аэродроме, да и собственно разгром самого аэродрома... Фото, явно сделано до первых ударов - все сооружения еще целы: http://pobeda-vov.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=12932 Фото отличного качества, можно пересчитать практически все самолеты на летном поле. Обозначены Ли-2, как минимум 20 СБ и Пе-2, около 15 Р-Зет, мелкие самолеты скорее всего истребители, но их идентифицировать по типам сложно. По порядку, в верхней- северной части аэродром примыкает к "частному" сектору - только там могли быть сфотканы кадры с кучей битых СБ и разбитым Ли-2, на фото хорошо видно что Ли-2 стоит у второго справа ангара, а СБ вдоль границы аэродрома - напротив жилых домов... В правой - восточной части летного поля большая группа более 12 двухмоторных машин (может и больше, но не видно - фото обрезано), и не менее 8 истребителей, скорее всего это недавно приземлившиеся Пе-2 из 410 БАП и МиГ-3 АЭ Анистратенко... В нижней - южной части аэродрома по центру - 10 - 15 Р-Зет (самолеты 43 ББАП и возможно списанная матчасть 6 и 43 ББАП), левее вплоть до ангаров не менее 10 -15 истребителей - скорее всего это самолеты И-16, И-15бис и И-153 из 3 АЭ 161 РезАП. На аэрофотосъемке от 11.7.41 года видно насколько эффективно поработали немцы - из 15 ангаров уцелело только 2, благодаря хорошему качетву фотографии можно понять где находятся некоторые группы самолетов, не менее 3 МиГ-3 практически полностью сгоревших лежат у ангаров в центре. И-16тип29 лежит прямо у взлетной полосы, ну и группа из 3 И-16, на площадке у третьего справа ангара. Жаль что фото обрезанное не видно весь центр восточную и южную часть...
Уважаемый Миша Т! Если выделить только хвосты ,,Дугласов", проходящих по теме Витебских аэродромов, то просматриваются Три отличных друг от друга хвоста по: - характеру повреждений от огня (форма и площадь лохмотьев дюралевой обшивки от форкиля вниз) и площади ободранной ,,трофейщиками" перкалевой обтяжки рулей - схеме окраски (граница темной краски идёт от носка стабилизатора: плавно вперед вниз; круто вперед вниз; заведена под носок стабилизатора по окантовке нижнего зализа
Отправлено: 16.04.12 21:34. Заголовок: А если на соседнем ф..
А если на соседнем форуме проходил как Витебский Дуглас с номером 3426 под носком стабилизатора и со своим букетом повреждений, то выходит аж Четыре сожженных Дугласа. О Дугласе с № 3426 сейчас уже известно, что это ПС-84 заводской № 6510 (6-я серия,10-й самолет в серии); регистрационный № СССР-Л3426; в регистре с 04.11.40года. Это где-то 47-й или 48-й самолет по порядку выпуска на заводе в Химках.
По состоянию на 25.06.1941 Белорусская (она же - Западная) авиационная группа особого назначения ГУГВФ имела как раз всего 4 штуки ПС-84.
Я думаю в Витебске были другие самолеты - они перебрасывали тех.состав 410 БАП, скорее всего самолеты были Московские, может НИИ ВВС или полка академии.
Уважаемый Миша Т! Если выделить только хвосты ,,Дугласов", проходящих по теме Витебских аэродромов, то просматриваются Три отличных друг от друга хвоста по:
Да спасибо за разъяснения, было бы еще лучше если бы Вы разложили сюжеты с ПС-84 по "полочкам", мне не так интересна военно транспортная техника, поэтому специально ее не отслеживаю. по Белорусским ПС-84/ДС-3, есть еще два хорошо отфотанных самолета один гдето в р-не Барановичей снят, второй на а-ме Минск-Лощица. В дополнению к сведениям ув. Моонзундеца: По состоянию на 25.06.1941 Белорусская (она же - Западная) авиационная группа особого назначения ГУГВФ имела как раз всего 4 штуки ПС-84. - Хочу сообщить что в ЗапОВО было еще 3 ПС-84, все в составе 212 ДБАП.
Отправлено: 17.04.12 16:12. Заголовок: Уважаемый Миша Т! В ..
Уважаемый Миша Т! В альбомах Уважаемого Алтына есть хвост Дугласа который мы пока считаем Витебским.Он здорово похож на точно Витебский (в куче на фоне биплана Р-Зет). Разница видимая сразу же - это направление форкиля ( от или на Биплан) и угол наклона стоек бипланных коробок. На Р-Зетах угол наклона заметный, а вот на По-2 почти прямой, как видится. Номер на руле направления, если знаешь.что он был №6, можно сказать виден почти ясно. Минский и Витебский, вроде бы.
Отправлено: 14.04.15 00:59. Заголовок: Благодаря этой серии..
Благодаря этой серии привязался №10 мелкий, который я недавно выкладывал. Самолет на 99% принадлежал 6 СБАП: Ну и выяснился заводский номер СБ №6, 10/Ж - это весьма редкий самолет переходный от первых серий к 96. Это самолет 6 СБАП, причем так как мы знаем теперь заводской номер - то имея приказ о закреплении экипажей за самолетами знаем что это 100% самолет 6 СБАП, пилот капитан Щербаков.
Я так понимаю, на левом, тот же И-153, только его малость с горки кульнули!? а правое, ранее не встречал! Во всяком случае в этой ветке!? или не внимательный, тогда извиняюсь!
Отправлено: 18.02.16 13:13. Заголовок: На днях Геннадий Сер..
На днях Геннадий Серов подкинул документы которые прояснили вопрос о происхождении десяти МиГ-3 прибывших Витебск 5 июля. Я предполагал что машины из 401-го или 402-го ИАП, но оказалось что это были самолеты 41-го ИАП и привел их заместитель командира 41-го ИАП майор А.П.Анистратенко. Из доков полка сохранившихся в фонде ВВС МВО известно что полк был пополнен двумя десятками МиГ-3 24-26 июня в Шаталово, после чего одна группа перебазировалась в Могилев и действовала в составе 43-й ИАД, а вторая во главе с Анистратенко в Витебск в подчинение командира 12-й САД. Таким образом МиГ-3 №18 из Витебска на 100% машина 41-го ИАП:
Моонзундец пишет: [quote]` Обсуждали 17.01.2016. http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000060-000-240-0 Цитата: Давайте разбираться. В центре снимка У-2 №7, на переднем плане –консоль от ДС-3, слева группа сожженных машин, справа-сгоревший И-15бис. Если разворачивать картину вправо получим следующий вид: В центральной части: Наличие (отсутствие) столбов аэродромного ограждения смущать не должно: на фото видны сложенная груда этих столбов. Если разворачивать панораму влево: В группе сгоревших машин определяются два и-16 Видна хвостовая часть ДС-3 (№6 определяется), просматривается сгоревший И-15бис. Бипланная коробка с мотором У-2 принадлежит очевидно другому У-2, т.к. У-2 №7 мы видим в "рядах" Хвостовая часть ДС-3 оказывается в овраге, причем вертикальное оперение было помято, а оставшаяся часть форкиля при этом была согнута Эпизод все-таки относится к Лощице.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 28
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет