Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются. Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru
Отправлено: 08.09.11 23:08. Заголовок: эпизод Эзель
На бее выложены многочисленные фото какого то немца, который шел через Прибалтику и в том числе участвовал в б/д на о.Эзель, на этих фото аэродром "Кагул" и разбитые самолеты Дб-3ф и Ар-2: По Ар-2 все понятно самолет 73 СБАП ВВС КБФ, а вот Дб-3ф похоже из состава авиагруппы ДБА которая совместно с самолетами 1 МТАП ВВС КБФ участвовала в налетах на Берлин!
Отправлено: 09.09.11 09:23. Заголовок: А от Як-1 там фермы ..
А от Як-1 там фермы с мотором нигде не попадалось? Пару таких машин там 71-й иап потерял (один немцы разбили при налете, один сами сожгли при эвакуации)
Отправлено: 10.09.11 08:55. Заголовок: Коментарии от собесе..
Коментарии от собеседника по переписке Константина Стрельбицкого :
Миша Т пишет:
цитата:
На бее выложены многочисленные фото какого то немца, который шел через Прибалтику и в том числе участвовал в б/д на о.Эзель, на этих фото аэродром "Кагул"
«Кагул» - это русифицированное название аэродрома, правильно – «Когула».
Миша Т пишет:
цитата:
По Ар-2 все понятно самолет 73 СБАП ВВС КБФ,
Ни один Ар-2 ни разу за войну ни на одном из 4 эзельских аэродромов не был! Это – аэродром Пярну.
Миша Т пишет:
цитата:
а вот Дб-3ф похоже из состава авиагруппы ДБА которая совместно с самолетами 1 МТАП ВВС КБФ участвовала в налетах на Берлин!
В составе группы самолётов 40-го авиаполка, включённой в состав «Группы Преображенского» (послевоенное название – «Особая авиагруппа»), были машины Дб-3а, а не Дб-3ф. Единственная потерянная на земле её машина (красная «единица») была утрачена 20.08.1941, во-первых, на аэродроме Асте, а, во-вторых, была полностью уничтожена пожаром.
СК пишет:
цитата:
А от Як-1 там фермы с мотором нигде не попадалось? Пару таких машин там 71-й иап потерял (один немцы разбили при налете, один сами сожгли при эвакуации)
Оба входивших в состав «Группы Кудрявцева» (послевоенное название – «Эзельская авиагруппа») самолёта Як-1 были из состава 12-й Краснознамённой отдельной авиационной эскадрилии, а не из 71-го истребительного авиационного полка. Обе машины потеряны: одна 18.09.1941 выведена из строя на земле немецкой авиацией, вторая 20.09.1941 числе 6 самолётов из-за невозможности быстрого ввода в строй и во избежание захвата противником уничтожена своим личным составом".
Отправлено: 10.09.11 12:53. Заголовок: mavr пишет: В соста..
mavr пишет:
цитата:
В составе группы самолётов 40-го авиаполка, включённой в состав «Группы Преображенского» (послевоенное название – «Особая авиагруппа»), были машины Дб-3а, а не Дб-3ф. Единственная потерянная на земле её машина (красная «единица») была утрачена 20.08.1941, во-первых, на аэродроме Асте, а, во-вторых, была полностью уничтожена пожаром.
я по б/д морской авиации инфы не имею, поэтому извиняюсь за дезориентацию по поводу Когуга... В принипе Ар-2 может и Пярну, да и Дб-3 может из тех краев, фото идут сплошняком и к сожалению не подписаны... Да я не знаю про такой 40 авиаполк на Дб-3 - не было такой части никогда... Если речь про 40 ДБАД это другое дело, но вот как раз таки в группе Щелкунова были именно Дб-3ф поэтому возможно что это все таки Эзель... Ар-2 кстати тоже мог там не базироваться, а попал туда случайно - например из-за повреждений сел или заблудился...
Здравствуйте. У меня имеется вот какая информация по группе Щелкунова: Для наращивания воздушных ударов по Берлину Ставка выделила в распоряжение генерала Жаворонкова 20 бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 200-го и 22-го бап 40-й ад дд. Для этих целей к 9 августа был подготовлен аэродром в Асте. Утром 10-го августа, армейская группа особого назначения, состоящая из подразделения майора Щелкунова (8 машин) и комэска к-на Тихонова (7 самолетов), совершила посадку в Асте. В сущности, сели только 12 самолетов ДБ-3ф, т.к. два самолета остались на материке для замены моторов, а один был сбит при перелете над Финским заливом. Сложность заключалась в том, что летчики, штурманы, стрелки, прибывшие на новое место базирования, ранее летали в разных экипажах и были не слетаны. Кроме того, двигатели самолетов были сильно изношены из-за интенсивной эксплуатации в предыдущих боях. Некоторые ДБ-3ф из группы Щелкунова и вовсе выработали свой ресурс. Летчики группы Щелкунова воевали с самого начала войны, а вот пилоты Тихонова боевого опыта не имели, потому что прибыли с Дальнего Востока. Я не могу утверждать, только то, что она взята из книги "Операция Б"
Здравствуйте. У меня имеется вот какая информация по группе Щелкунова: Для наращивания воздушных ударов по Берлину Ставка выделила в распоряжение генерала Жаворонкова 20 бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 200-го и 22-го бап 40-й ад дд. Для этих целей к 9 августа был подготовлен аэродром в Асте. Утром 10-го августа, армейская группа особого назначения, состоящая из подразделения майора Щелкунова (8 машин) и комэска к-на Тихонова (7 самолетов), совершила посадку в Асте. В сущности, сели только 12 самолетов ДБ-3ф, т.к. два самолета остались на материке для замены моторов, а один был сбит при перелете над Финским заливом. Сложность заключалась в том, что летчики, штурманы, стрелки, прибывшие на новое место базирования, ранее летали в разных экипажах и были не слетаны. Кроме того, двигатели самолетов были сильно изношены из-за интенсивной эксплуатации в предыдущих боях. Некоторые ДБ-3ф из группы Щелкунова и вовсе выработали свой ресурс. Летчики группы Щелкунова воевали с самого начала войны, а вот пилоты Тихонова боевого опыта не имели, потому что прибыли с Дальнего Востока. Я не могу утверждать, только то, что она взята из книги "Операция Б"
"По просьбам трудящихся" на данном форуме я лично "активировался" здесь и "вступаю в дело". Во-первых, благодарю ув. Мишу Т. за открытие данной темы! Давно ждал нечто подобного, так как на "территории моих особых иетересов" - на Моонзундских островах - оккупировавшие их немцы должны были найти целое кладбище самолётов. По моим данным, это были: - на острове Эзель (Сааремаа) - 13 ДБ-3ф, 1 ДБ-3а, 1 МиГ-3, 1 Як-1, 2 И-15, 8 И-153, 4 И-16, 2 УТ-1, - на близлежащем к нему острове Моон (Муху) - 1 И-153, - на близлежащем к нему острове Абрука (Абро) - 1 И-153, - на острове Даго (Хииумаа) - 1 И-153, 1 И-16. Кроме того, у берега/на берегу Эзеля остались 4 гидросамолёта МБР-2 (Остальные потерянные там советские самолёты, увы, "булькнули" в открытое Балтийское море, Рижский залив и проливы...) Зная любовь немцев к съёмкам разбитой советской техники и на фоне неё, я всё ждал, когда же появятся "моонзундские" самолёты. И вот дождался! Во-вторых, благодарю ув.Алтына за вчерашнюю "ретрансляцию" моего сообщения. В-третьих, приношу извинение мише Т. за ошибку с "40-м номером" - конечно АД, а не АП! Но: писал это ув.Алтыну вечером, "на сон грядущий", а, как известно, "сон разума рождает чудовищ" , вот и родился "чудовищный" 40 БАП! Спасибо за исправление! В-четвёртых, ещё раз подтверждаю, что ни один Ар-2 не только не базировался, но и даже не отмечен садившимся ни на один из 4 эзельских аэродромов (Куресааре, Когула, Асте, Маатсе), так что снимок с ним - однозначно не с Эзеля. Знаю, что флотские "Ары" базировались на пярну и там понесли на земле потери, потеэтому и предположил, что это - Пярну. В-пятых, так называемые "группа Щелкунова" и "группа Тихонова" (последняя вошла в первую), как приданные "группе Преображенского" (и фактически вошедшие в их состав) отмечались в "морских" документах, с которыми я подробно работал. Так что кое что есть и по "армейцам", и в этих документах чётко различались "морские" ДБ-3 и ДБ-3ф и "армейские" ДБ-3а. В-шестых, жду от форумчан их продолжения участия в этой теме и сам буду тоже "Я всё сказал" Пока всё...
Естественно, не всё... Само главное то - по снимку, с которого началась эта тема. На нём - самолёт ДБ-3ф, стоящий на лётном поле, ранее замаскированный, но, тем не менее, повреждённый от удара немецкой авиации. На аэродроме Когула должно было остаться 8 таких машин из состава «группы Преображенского». Первые две из них были выведены здесь немецкой авиацией 13.08.1941, остальные шесть – 06.09.1941. Во второй день были уничтожены машины под заводскими номерами «391217» (бортовой «4»), «392602», «392614», «392620», «392814» («2») и «392816» (чёрная «1» - «личный» самолёт командира группы). Как видите, даже в оперативных документах отражены не все соответствия заводских номеров бортовым… Запечатлённая на снимке, с которого началась эта тема, «тройка» вполне вписывается в этот ряд, но самолёты в группу собирались из различных эскадрилий, в результате особой системы в известных номерах нет… Среди потерянных известны: 390918 - чёрные «две единицы» 391102 – чёрная «девятка» 391113 - жёлтая «семёрка» 391114 - чёрная «шестёрка» 391115 - голубая «семёрка» 391203 - чёрная «восьмёрка» 391212 - голубая «двойка» 391401 - чёрная «семёрка» 392608 - голубая «единица» 392808 - жёлтая «девятка» 392813 - жёлтая «семёрка» Обращает на себя внимание повторение жёлтых «семёрок» у третьей и последней машин, что вообще-то странно, но… так в оперативных документах… Цвета цифр – по эскадрилиям в 1 МТАП (первая – чёрная, вторая и третья – жёлтая и голубая – кто из них кто нам неизвестно). Заводские номера обоих потерянных армейских ДБ-3а неизвестны, а их бортовые – красная «единица» и голубые «две единицы». Так как на снимке «тройка» никак не чёрного цвета, то из двух остающихся мне больше кажется голубой.
Отправлено: 11.09.11 17:18. Заголовок: По Ар-2 понятно, ну ..
По Ар-2 понятно, ну по Дб-3ф возникает много вопросов: - в 1 МТАП на Дб-3ф летали только 1 и 5 АЭ, 2,3,4 АЭ летали на Дб-3, так что есть противоречие с Вашим описанием самолетов группы... - в ВВС КА четко прослеживаются цвета № эскадрилий: 1-я красный, 2-я голубой, 3-я желтый, 4 -белый, 5 - черный, возможно в ВВС была своя схема цветов по эскадрильям? Но если нет то черные № это самолеты 5 АЭ. А желтые и голубые номера не 1 МТАП. - Ни где не встречал описаний или фото самолетов 1 МТАП с "пилотками" на киле.
В общем вопросов много, и есть вероятность того что Дб-3ф это то же не Эзель... Будем искать новые подробности и фото.
Отправлено: 11.09.11 17:42. Заголовок: Спасибо, Миша Т, за ..
Спасибо, Миша Т, за Ваше авторитетное мнение и участие в теме! По 1 МТАПу пороюсь у себя в архивных тетрадях - в своё время много чего там было записано... А то, что "вопросов много", так, как говаривал красноармеец Сухов, "эт-т точно!". А по поводу "крайней" фразы, так правильно сказал другой киногерой: "Будем искать! Такого же и без крыльев!" Хотя для нашей темы лучше, конечно, с крыльями
Спасибо, Миша Т, за Ваше авторитетное мнение и участие в теме! По 1 МТАПу пороюсь у себя в архивных тетрадях - в своё время много чего там было записано...
Отправлено: 12.09.11 08:35. Заголовок: Алтын пишет: Оба вх..
Алтын пишет:
цитата:
Оба входивших в состав «Группы Кудрявцева» (послевоенное название – «Эзельская авиагруппа») самолёта Як-1 были из состава 12-й Краснознамённой отдельной авиационной эскадрилии, а не из 71-го истребительного авиационного полка. Обе машины потеряны: одна 18.09.1941 выведена из строя на земле немецкой авиацией, вторая 20.09.1941 числе 6 самолётов из-за невозможности быстрого ввода в строй и во избежание захвата противником уничтожена своим личным составом".
И еще один Як-1 № 1518 улетел с Эзеля и был передан 21.9.41, как и остальные Яки 71-го ап, в 5-й ап КБФ ("В 12-й коаэ в августе выполнен полевой ремонт самолетов Як-1 № 1518, 1420". ЦВМА ф.226 оп.026621 д.19). Эту машину 29.6.42 5-й ап/3-й гап передал в 21-й ап, в котором машина выпуска 1941-го года была сбита в ВБ аж 21.3.43 г.!! Так что ПРИДАНЫХ 12-й коаэ самолетов Як-1 71-го ап было больше, чем два, если два записаны в потери. (возможно были на Эзеле и летчики 71-го ап, которых из-за ранений эвакуировали, а их матчасть эксплуатировалась пилотами 12-й коаэ). Вообще рискну предположить, что поврежденная немцами и сожженная нашими - это одна и та же машина № 1420, т.к. в Журнале учета потерь личного состава и материальной части 61-й авиабригады ВВС КБФ (ЦВМА ф.226 оп.13 д.1)значится: 18.9.41 - 1 Як-1 сожжен при эвакуации с аэродрома Кагул. Других потерь матчасти Як-1 на Эзеле в этом журнале не значится.
Сообщение: 42
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 12.09.11 17:39. Заголовок: Спасибо за участие в..
Спасибо за участие в теме, СК Проанализировав Вашу информацию, соглашусь с тем, что повреждённый и затем уничтоженный в Когуле Як-1, это, как в известном анекдоте про финов в КФАССР, "одно и то же лицо!" Одновременно, роясь в своих архивных "гроссбухах" обнаружил ещё один потерянный Як-1 12 коаэ, который был сбит 23.09.1941 в воздушном бою в районе полуострова Сырве (Сворбе) острова Эзель (Сааремаа). Кстати, Вам неизвестна судьба его пилота лейтенанта Шамакова? Я даже как его зовут найти пока, увы, не смог...
Сообщение: 44
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 12.09.11 23:43. Заголовок: Такие каменные стенк..
Такие каменные стенки вообще характерны для Эстонии в целом, в том числе - для Моонзундских островов в частности. Со снимком с пленными - есть непонятки. Известно, что на нём командир 162-го пехотного полка 61-й пехотной дивизии вермахта беседует (во всяком случае - пытается; на имеющемся у меня следующем снимке из этой серии - уже даже и не пытается) со сдавшимися в плен советскими военнослужащими (там и красноармейцы, и командиры). Однако в одном источнике "место разговора" идентифицируется как Эзель, а в другом - как Даго. А ведь от уточнения острова зависит, из какого подразделения Красной Армии эти бойцы и командиры! На Даго же, в отличие от Эзеля, имелись два подготовленных, но абсолютно необорудованных аэродрома (Валли и Кейно). В войну там постоянно никто не базировался, лишь залетали 2 наших подбитых истребителя, которые там из-за невозможности ведения местными силами (точнее - их полного отсутствия) ремонта там и остались... Да Ли-2 туда в октябре 41-го летали, о чём я писал вот здесь - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=93.240 - в материале под названием "60 лет назад: полёты на остров Даго – забытая военная операция лётчиков Аэрофлота".
Одновременно, роясь в своих архивных "гроссбухах" обнаружил ещё один потерянный Як-1 12 коаэ, который был сбит 23.09.1941 в воздушном бою в районе полуострова Сырве (Сворбе) острова Эзель (Сааремаа). Кстати, Вам неизвестна судьба его пилота лейтенанта Шамакова? Я даже как его зовут найти пока, увы, не смог...
Як-1 на Балтике - штучный товар (до января 1942 г. новых машин не поступало) и все потери попавших во флот посчитаны по полкам и датам. К сентябрю все оставшиеся Як-1 собрали в 5-й ап. В эту дату потерь Як-1 в 5-м ап не было (равно как и в промежутке между 20 и 25 сентября 1941 г.). Одна машина убыла в ремонт из 5-го ап в 37-е авиамастерские 23.9.41 и все. Подобранный чужой Як (ВВС КА)? По архивным данным пара Як-1 была на 12.7.41 на аэродроме Чернево (р-н Гдов) в 156-м иап. Вот по этим машинам у меня более подробной информации нет. Это маловероятно, т.к. подобранные машины от ВВС КА по бумагам оформлялись передачей, но возможно. 12-я коаэ после Эзеля где базировалась? Шамакова в базе данных потерь летного состава тоже нет. Из близких по звучанию/написанию фамилий проходят: 29.8.41 мл.л-т ШАБАНОВ Иван Михайлович из 71-го иап (но не на Як-1) 22.9.41 сержант ШАБАНОВ Никонор Лаврентьевич из 13-го иап (без указания типа м/ч) без даты ШАМАНОВ Иван Гаврилович н.в.з. - но это 1-й мтап
12 коаэ перебазировалась (с потерями) с Эзеля на Бычье Поле, что на острове Котлин под Кронштадтом. Никонор Лаврентьевич Шабанов (по моим данным - младший лейтенант ещё с 30.07.1940) из 4 АЭ 13 ИАП пилотировал И-153 (бортовой номер «13»), который был сбит 26.09.1941 в воздушном бою над полуостровом Сворбе острова Эзель, лётчик погиб...
Отправлено: 14.09.11 07:43. Заголовок: Кстати, в ОБД этого ..
Кстати, в ОБД этого пилота называют Никифор Лаврентьевич и по карточке потерь он считается н.в.з. в октябре 1941 г. Т.е. точная дата даже тогда была не определена. Может все-таки один и тот же персонаж, раз место сходится?
Сообщение: 46
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 14.09.11 20:58. Заголовок: Да, фамилия похожа, ..
Да, фамилия похожа, место воздушного боя - тоже сходится (но больше он нигде тогда над Эзелем и быть-то не мог), а вот машины и подразделения - ничего общего...
немцы должны были найти целое кладбище самолётов. По моим данным, это были: - на острове Эзель (Сааремаа) - 13 ДБ-3ф, 1 ДБ-3а, 1 МиГ-3, 1 Як-1, 2 И-15, 8 И-153, 4 И-16, 2 УТ-1, - на близлежащем к нему острове Моон (Муху) - 1 И-153, - на близлежащем к нему острове Абрука (Абро) - 1 И-153, - на острове Даго (Хииумаа) - 1 И-153, 1 И-16. Кроме того, у берега/на берегу Эзеля остались 4 гидросамолёта МБР-2 (Остальные потерянные там советские самолёты, увы, "булькнули" в открытое Балтийское море, Рижский залив и проливы...)
Из воспоминаний штурмана 1-го МТАП Хохлова можно почерпнуть такую статистику:первыми на остров перебазировались две эскадрильи(20 самолетов)1-го МТАП,в последующем к ним добавилось 15 ДБ-3 из АДД.А вот по завершении операции на "Большую землю" улетело только 4 самолета.Выходит ,что в "безвозврат" можно засчитать 31 ДБ-3?"Безлошадный" летный и весь наземный технический состав остались на острове,в роли пехоты...
Сообщение: 91
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 01.10.11 18:40. Заголовок: С мемуарами Хохлова ..
С мемуарами Хохлова я, конечно, знаком, да и сам хоронил его в Москве на Ваганьковском... Он пишет про четыре машины в последний отлёт с Эзеля, а они постоянно улетали и прилетали до этого. Могу по архивным документам составить полный график движения "бомберов" на Эзель и обратно, но, увы, пока не имею на это свободного времени... Как я писал выше, на территории острова Эзель остались останки 14 таких машин. Вне Эзеля были потеряны: на территории Германии - 2, на территории СССР - 1, над Балтийским морем - 2, реально неизвестно где - 2. Эта 21 машина - в целом ВСЕ потери "Группы Преображенского". konsta пишет:
цитата:
?"Безлошадный" летный и весь наземный технический состав остались на острове,в роли пехоты...
Ни один лётчик на Эзеле реально оставлен не был, так же, как и свои (из 1-го МТАП ВВС КБФ) "наземники" - на "Большую землю" были вывезены ВСЕ! У меня есть поимённые списки с рспределением по улетающим машинам. Из флотских авиаторов на острове Эзель реально остались наземные службы двух постоянно дислоцировавшихся здесь подразделений ВВС КБФ - 12-й Краснознамённой отдельной авиационной эскадрилии 10-й авиационной бригады и 15-й отдельной авиационной эскадрилии 15-го морского разведывательного авиационного полка, а так же личный состав авиационных базы и мастерских ВВС КБФ.
Уважаемый Константин Борисович! Вновь возвращаясь к вопросу о местоположении Ар-2. Имеется донесение немецкого самолёта от 7 октября, время 10.45 (это время получения донесения, но отправка видимо недалека) об обнаружении на аэродроме западнее Кярдла 3 самолётов тип Мартин, светло-серого цвета. Из Вашей статьи знаю, что в эти дни на Даго летала гражданская авиация, но считал, что они улетали затемно. Как Вы считаете, немцы видели транспортников, или кого-то типа нашего героя? С уважением,
Уважаемый Перес! "Аэродром западнее Кярдла" - это, очевидно, советский военный аэродром Валли. Ну, а дальше по Вашему/немецкому сообщению - весьма интерсно. Посмотрел ЖБД СУС БОБР за ночь с 6 на 7.10.1941 и за утро: наших ПС-84 там тогда вообще тогда не было, а вот немецкий разведчик/немецкие разведчики наши с земли отмечали постоянно. Вывод: либо немецкие лётчики "соврамши", либо они обнаружили на земле некие макеты!
Отправлено: 22.10.11 19:29. Заголовок: Очень интересно, бол..
Очень интересно, большое спасибо за ответ! Наверное, немецких разведчиков было больше одного, но остался "в живых" видимо только КТВ 506-й авиагруппы. С уважением,
Сообщение: 118
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 22.10.11 19:47. Заголовок: Как известно, в боях..
Как известно, в боях за Моонзунд, в период с 15.09.1941 по 18.10.1941 участвовала не вся 506-я береговая авиационная группа (Küstenfliegergruppe 506.; KFl.Gr.506) подполковника В.Шварца (Oberstleutnant W.Schwarz), а только её штаб, 1-я и 3-я эскадрили. На Моонзунде действовали 15 машин группы - 13 пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс Ю-88 А-4» (Ju 88 A-4) и 2 транспортных самолёта «Юнкерс Ю-52/3м» (Ju 52/3m). В то время, как в ЖБД СУС БОБР КБФ в указанное мной время отмечены обнаруженные в небе либо абстрактные "морские разведчики" (т.е. гидросамолёты), либо ещё более абстрактный "шум мотора". Очевидно, что именно эти-то "восемьдесят восьмые" 506-й группы над Валли своими "моторами и шумели"
Отправлено: 22.10.11 20:37. Заголовок: В качестве её 3-й эс..
В качестве её 3-й эскадрильи также действовала 2/906, подчинялась штабу K.Fl.Gr.506 (и на Западе, и у нас). Первоначально в Ригу из её состава перелетели 4 сам., от 3/506 - 5, от 1/506 - 4, вылетели 21 сентября. Так же в немецких сводках встречал общую цифру в 16 Ju.88, но откуда она взялась, не ясно, возможно позже прибыли ранее неисправные и отремонтированные машины, а может, туда посчитаны и Ju.52. С уважением,
Ни один лётчик на Эзеле реально оставлен не был, так же, как и свои (из 1-го МТАП ВВС КБФ) "наземники" - на "Большую землю" были вывезены ВСЕ! У меня есть поимённые списки с рспределением по улетающим машинам. Из флотских авиаторов на острове Эзель реально остались наземные службы двух постоянно дислоцировавшихся здесь подразделений ВВС КБФ - 12-й Краснознамённой отдельной авиационной эскадрилии 10-й авиационной бригады и 15-й отдельной авиационной эскадрилии 15-го морского разведывательного авиационного полка, а так же личный состав авиационных базы и мастерских ВВС КБФ.
из воспоминаний Е.Н.Преображенского;"...в кабинах и бомбоотсеках были размещены в необычайной тесноте штабные работники,инженеры,техники,часть авиамеханников.На острове остался почти весь личный состав БАО,многие младшие специалисты инженерно-авиационной службы.Из авиаторов НАШЕГО ПОЛКА была сформирована пулеметная рота,которая в полном составе погибла,защищая Моонзундский архипелаг..."
Теперь всё понятно! Дело в том, что генерал Преображенский отличался тем, что за свою жизнь вообще ничего не написал... По стилю эти слова мне очень напомнили писателя-баталиста/мариниста (бывшего политработника РВСН) Юрия Виноградова, долгое время "паразитировавшего" на теме обороны Моонзунда в 1941 году. Он даже "нашёл" командира этой "пулемётной роты" - майор Георгиади/Георгияди (личность, реально не существовавшая). Да, кстати: никаких БАО на Эзеле в 1941 году вообще не было...
цитата: Да, кстати: никаких БАО на Эзеле в 1941 году вообще не было...
А что было?Кто обеспечивал боевую работу ,без малого,бомбардировочного полка?
Во-первых, ни "без малого бомбардировочноо полка", а двух бомбардировочных и одного истребительного авиационных полков (первые два - "Авиагруппа Преображенского", третий - "Авиагруппа Кудрявцева"). Во-вторых, БАО - структура армейская, ВВС РККА, а на Эзеле из наземных авиационных подразделений были только флотские, ВВС КБФ. В-третьих, в период выполнения "Операции "Б" на так называемую "Авиагруппу Преображенского" "работал" весь гарнизон острова Эзель, то есть БОБР КБФ. "Штучные" же специалисты (от "технарей" до метеорологов) как были доставлены на Эзель, так с него ВСЕ и были вывезены. У меня не только списки всех вывезенных есть, но и поимённые списки всех персональных потерь "Авиагруппы Преображенского", составленные по архивным документам.
воспоминания или мемуары - это "две большие разницы"?
Ну написал бы я по другому,что то бы изменилось?Моонзундец пишет:
цитата:
"Штучные" же специалисты (от "технарей" до метеорологов
Я думаю,что "штучные "специалисты в данном случае -узкоспециализированные мастера,как то,мотористы ,прибористы,оружейники и т.д.А на десятки самолетов таких вот специалистов требовалось немало.Моонзундец пишет:
цитата:
У меня не только списки всех вывезенных есть
А ,случайно списка ввезенных у Вас не найдется?Выложите оба,с указанием специальности и должности каждого.
Во-первых, ни "без малого бомбардировочноо полка", а двух бомбардировочных и одного истребительного авиационных полков (первые два - "Авиагруппа Преображенского", третий - "Авиагруппа Кудрявцева").
Довольно громкое заявление.Да группа Преображенского комплектовалась из двух полков,но количество бомбардировщиков ,одновременно находившихся на архипелаге едва ли дотягивало до 30 -32 единиц.А сколько самолетов должно быть в одном полку по штатам?
А чем я Вас так обидел?Администраторы мне баном не угрожают,так как у меня нет ненормативной лексики,я никого не оскорбляю,тема мне интересна,и хочется больше информации.Вы себя позицируете,как самого продвинутого по конкретной теме,ссылаетесь на материалы,доступные только Вам.Так поделитесь информацией,ну хотя бы ответьте на заданные вопросы,они понятны .
Вы себя позицируете,как самого продвинутого по конкретной теме,ссылаетесь на материалы,доступные только Вам.
Внимательно перечёл всю эту тему, но не нашёл ни первого, ни, тем более, второго...
konsta пишет:
цитата:
Так поделитесь информацией,ну хотя бы ответьте на заданные вопросы,они понятны
Последние 23 года только и делюсь информацией - см. здесь: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=19361.0 В том числе - и по обороне Моонзунда в 1941 году, как видно из тех списков... Ну, и кто из нас на кого в действительности обиделся?
3 августа в результате воздушного боя произвел посадку в 10 км южнее Курессааре Ар-2 из 73-го ап. Самолет сгорел. Экипаж отправлен в госпиталь.
"В 10 км южнее Курессааре" плещутся волны Рижского залива Балтийского моря. Собственного и у самого Курессааре тоже, так как этот, единственный город Эзеля стоит непосредственно на берегу заливчика Курессаре-Лахт. В документе под названием "Журнал боевых действий Штаба Береговой обороны Балтийского района КБФ" (за период 2 - 27.08.1941) в записи от 16.00 03.08.1941 мы читаем текст шифровки № 1530: "На перешейке пол-ва Вятта юго-восточнее мызы Касти, у дороги упал наш самолёт-бомбардировщик. Сам-т разбит. 3 лётчика ранены, отправлены в госпиталь Курессааре" с примечанием "Сам-т Крохалёва". Данную информацию за полчаса до этого военный комиссар 10-й отдельной строительной роты БОБР КБФ политрук Алексей Егорович Буковский отправил в адрес начальника 2-го (организацинно-мобилизационного) отделения Штаба БОБР КБФ старшего лейтенанта Константина Александровича Мельникова (Источник: быв. АО ЦВМА, ф.28, оп.1, д. 668, л.7). Таким образом, "самолёт Крохалёва упал" примерно в 6 км ВОСТОЧНЕЕ Курессааре. Герой Советского Союза полковник Анатолий Ильич Крохалёв с 31.07.1941 временно исполнял должность командира 73-го авиационного бомбардировочного полка ВВС КБФ (с 09.08.1941 - официально командир), на вооружении которого как раз и состояли самолёты Ар-2.
В данной теме первым сообщением выложены две фотографии. в том числе Ар-2. По ним велась дискуссия, в частности мог ли Ар-2 быть на Эзеле. Обнаружив в одном из документов сведения об Ар-2 я их привел. Сведения составлял или командир полка или НШ.
Аэродромов на Эзеле было 5 (в алфавитном порядке - Асте, Кихелькона, Когула, Курессааре, Маатсе), и все они использовались в 1941 году советской стороной в военных целях.
Аэродромов на Эзеле было 5 (в алфавитном порядке - Асте, Кихелькона, Когула, Курессааре, Маатсе), и все они использовались в 1941 году советской стороной в военных целях. А всё написанное Прибалтом в этой теме (за исключением сообщения об Ар-2, частично ошибочного) - его профессиональная трепология...
Купили меня. Гидроаэродром я не посчитал. Надеюсь Вы знаете какая именно воинская часть до войны строила 1, 3 и 5 аэродромы.
Купили меня. Гидроаэродром я не посчитал. Надеюсь Вы знаете какая именно воинская часть до войны строила 1, 3 и 5 аэродромы.
Кихелькона был именно аэродромом для гидросамолётов, а гидроаэродром для них же был тут же, в акватории бухты Кихелькона-Лахт - на месте бывшей гидроавиабазы Кильконд Российского Императорского Флота. "До войны строила 1,3 и 5 аэродромы" НИКАКАЯ часть, так как пятый, то есть Маатсе, был создан уже В ПЕРИОД ВОЙНЫ.
К времени прихода на Сааремаа на острове имелся сухопутный аэродром Курессааре и гидроаэродром - Кихелькона. Затем были построены три аэродрома: Когула, Асте и в Сандла. Мой вопрос и состоит в том кто их строил. Я на заданный мне вопрос ответил. Последний был почти достроен, но потом было принято решение, что выбор его местоположения не удачен и работы на нем были свернуты. Во время войны успели построить еще один аэродром - Маатсе.
Сообщение: 1404
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 27.08.13 23:37. Заголовок: прибалт пишет: К вр..
прибалт пишет:
цитата:
К времени прихода на Сааремаа на острове имелся сухопутный аэродром Курессааре и гидроаэродром - Кихелькона. Затем были построены три аэродрома: Когула, Асте и в Сандла.
Когда первые советские военнослужащие появились на Эзеле, там был один-единственный аэродром - гражданский в Курессааре. Бывшая русская гидроавиабаза в Кихельконе была заброшена с 1917 года. Аэродром в Сандла ПОСТРОЕН никогда не был, равно, как и другие по первоначальному плану, по которому Моонзундский архипелаг должен был стать своего рода советским "непотопляемым авианосцем" на Балтике. Но мы их здесь вообще не касаемся...
Когда первые советские военнослужащие появились на Эзеле, там был один-единственный аэродром - гражданский в Курессааре. Бывшая русская гидроавиабаза в Кихельконе была заброшена с 1917 года. Аэродром в Сандла ПОСТРОЕН никогда не был, равно, как и другие по первоначальному плану, по которому Моонзундский архипелаг должен был стать своего рода советским "непотопляемым авианосцем" на Балтике. Но мы их здесь вообще не касаемся...
Вы считаете, что аэродром в Сандра построен не был, я с этим не согласен. Тем не менее я ответил на Ваш вопрос. А вот на мой: кто же строил эти аэродромы до войны, Вы так и не ответили.
Нет, не только... По поводу Вашего требования (а не вопроса!) с условиями я уже писал, но затем стёр, а Вы своё оставили... Придётся ещё раз напомнить Вам, что у Вас нет абсолютно никакого права ТРЕБОВАТЬ с меня ответа, да ещё выставлять мне какие-то условия. На это раз Вам понятно? Уберёте то, и я уберу это.
Сообщение: 1622
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 11.08.14 22:55. Заголовок: Как я уже ответил ..
Как я уже ответил "вопрошавшему" в личной переписке, фото сделаны на эзельском аэродроме Когула (Кагул) после 20.09.1941. На первой фотке немец сидит на месте кормового стрелка СБ, на втором - сама корма этого самолёта, на третьем - "запчасти". Машина - из состава так называемой "Авиагруппы Кудрявцева" ВВС КБФ (Эзельская авиагруппа).
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Репутация:
0
Отправлено: 08.09.14 00:50. Заголовок: Капитан Никитин Анатолий Иванович 1915 г.р.
Возможно, кому то попадался список летного состава по о. Эзель. Меня интересует судьба деда. Вот что знаю о нем: Родился в г. Рязань ? в 1915 г. Окончил училище им. Фрунзе Служил в Туапсе, Севастололь, о. Эзель. Летчик. Командир корабля. Капитан или Капитан-Лейтенант. Пропал без вести при выполнение БЗ в первые дни войны. (возможно участвовал в атаке на Берлин)
Интересует любая информация связанная с этим или наводка на источники.
Уважаемый Константин! Налёты с Эзеля на Берлин были не "в первые дни войны", а с 4 августа по 4 сентября 1941 года. Ваш дед точно НЕ погиб в них и даже НЕ участвовал. Если он был лётчиком, то он не мог быть "капитан-лейтенантом", а "просто" капитаном - мог. Столь же маловероятно, что будущий командир ВОЗДУШНОГО корабля окончил ВВМУ им.Фрунзе, а не ВВМАУ им.Сталина. Чтобы со всей этой путаницей разобраться, Вам стоит написать письменный запрос в ФЦАМО (АВМФ; бывший ЦВМА) в Гатчине, где должно храниться личное дело Вашего деда (в крайнем случае - его послужная карточка офицера).
Среди потерянных известны: 390918 - чёрные «две единицы» 391102 – чёрная «девятка» 391113 - жёлтая «семёрка» 391114 - чёрная «шестёрка» 391115 - голубая «семёрка» 391203 - чёрная «восьмёрка» 391212 - голубая «двойка» 391401 - чёрная «семёрка» 392608 - голубая «единица» 392808 - жёлтая «девятка» 392813 - жёлтая «семёрка» Обращает на себя внимание повторение жёлтых «семёрок» у третьей и последней машин, что вообще-то странно, но… так в оперативных документах…
Работая над боевыми действиями 1 АК попались кое какие документы относящиеся к налетам на Берлин. Из 53 и 200 ДБАП были выделены 11 Дб-3ф, из них 10 машины 18 завода, 1 самолет - 39 завода. Да еще тонкий момент, Щелкунов отмечает что моряки имеют Дб-3 и поэтому находятся в гораздо выигрышном положении, из-за гораздо большей надежности моторов М-87. Кроме того №3 самолета на фото с Эзеля по стилю и размеру соответствует самолету Дб-3ф №2 белая, разбитому в Сольцах. Так что скорее все Дб-3ф №3 - машина 53 или 200 ДБАП.
Формулировку вопроса "заценил" У меня это - документы бывшего АО ЦВМА в Тушино (Москва), где я с ними работал, ныне хранящиеся в ФЦАМО (АВМФ; Гатчина), но готовящиеся к передаче в РГА ВМФ (Санкт-Петербург), поэтому я просто в затруднении привести по ним архивные ссылки...
Не ну если серьезно - есть разблюдовка документальная по номерам Дб-3/Дб-3ф 1 МТАП участвовавших в налетах? Судя по БЧС 1 МТАП на Дб-3ф летали 1 и 5 АЭ по 13 самолетов. 2, 3, 4 АЭ были на Дб-3, по 11 машин + 1 Дб-3 в упр. полка. Вопрос есть данные машины каких АЭ участвовали в операции?
Сообщение: 1750
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 12.02.15 23:57. Заголовок: Такие данные у меня ..
Такие данные у меня есть, но неполные, так как непосредственно такой "разблюдовки" в документах нет - составлял по ним сам. Как найду у себя в архивных тетрадях, так сразу сообщу!
Такие данные у меня есть, но неполные, так как непосредственно такой "разблюдовки" в документах нет - составлял по ним сам. Как найду у себя в архивных тетрадях, так сразу сообщу
Очень хочется понять какие из этих машин были Дб-3ф, ибо если это самолеты 5-й АЭ, то скорее всего их номера черные, соответственно и Дб-3ф №3 на фото будет из 40 АД. 390918 - чёрные «две единицы» 391102 – чёрная «девятка» 391113 - жёлтая «семёрка» 391114 - чёрная «шестёрка» 391115 - голубая «семёрка» 391203 - чёрная «восьмёрка» 391212 - голубая «двойка» 391401 - чёрная «семёрка» 392608 - голубая «единица» 392808 - жёлтая «девятка» 392813 - жёлтая «семёрка»
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 202
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет