On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются.
Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru

АвторСообщение
Авиаэксперт




Сообщение: 5654
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.16 08:42. Заголовок: Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году


Постановлением СНК от 20.06.41г., было предписано выполнить мероприятия направленные на маскировку аэродромов и самолетов. Согласно которым к 20.07.41г., все самолеты ВВС КА должны были быть перекрашены по единой схеме двухцветного камуфляжа - зеленого и черного цветов.


В приказах ВВС 18 Армии мне удалось обнаружить документы согласно которых становиться понятно что приказ о маскировочной окраске самолетов довели не только до заводов НКАП, но и до ВВС.
Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26).
К приказу прилагались цветные схемы окраски одномоторных и двухмоторных самолетов:


Необходимо отметить, что собственно всю теоретическую часть по данной проблематике уже исследовали и отработали % на 95 прекрасные специалисты Вахламов и Орлов, и собственно наша задача это проверка практики выполнения приказов о внедрении камуфляжа и новых обозначений в частях ВВС КА и на заводах НКАП.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 2573
Зарегистрирован: 03.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.16 16:27. Заголовок: Самолеты предписывал..



 цитата:
Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26).



Не помню уже где была информация что выбор этих цветов для камуфляжа был обусловлен опытом советско-финской войны.И если для лесистой местности вариант был почти идеален,то для средней полосы и южных районов СССР подходил не очень.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5655
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.16 17:43. Заголовок: mikado 5448 пишет: ..


mikado 5448 пишет:
[quote]`

Если вспомните, большая просьба - скинте инфу плиз, а то корифеи пока не описали этот момент...

Собственно пока Сергей Кузнецов дал в своей книге про Як-7 информацию о том как такой какуфляж впервые появился, причем на опытном УТИ-26-I в конце лета 1940 года. Я подозреваю, на основе его книги, что это была какая то фишка 115 завода, по крайней мере они и дальше опытные машины так же красили...
Слайды первой машины в таком камке фото с заводских испытаний 23.7-25.8.40г.:


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5658
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.16 21:33. Заголовок: Наличие самолетов Ла..


Наличие самолетов ЛаГГ-3, Пе-2 и УТИ-4, в трехцветном камуфляже, видимо связано с реализацией Постановление КО при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г.
Там было не только указано:
Во изменение постановления КО от 23 мая 1940 года за № 220сс, КО при СНК постановляет:
1. Перейти на деформирующую (камуфляжную) окраску самолетов, выпускаемых Наркомавиапромом, как наиболее удовлетворяющую требованиям маскировки.
2. Обязать Наркомавиапром:
а) подготовить производство для перехода с 1 октября 1941 года на выпуск всех самолетов с деформирующей (камуфляжной) окраской верхних и боковых поверхностей и светлосерой окраской нижних поверхностей;
б) для окончательного уточнения вариантов окраски, состава и стойкости красителей до 15 июня 1941 года окрасить для НКО по техническим требованиям ГУ ВВС 100 самолетов деформирующей окраской;
в) с 15 июля 1941 года применять для окраски самолетов вместо простой зеленой – недешефрируемую зеленую окраску.

Но и:

3. Наркомату обороны к 1 сентября 1941 года на основе опыта эксплуатации в частях ВВС опытной партии самолетов, покрытых деформирующей окраской, дать Наркомавиапрому окончательные технические окончательные технические требования на камуфляжную окрасок..."

То есть зводы НКАП с 15 июля 1941 года должны применять для окраски самолетов вместо простой зеленой недешифрируемую (матовую) зеленую краску (АМТ-4).
И до 15 июня 1941 года произвести опытную камуфляжную окраску 100 самолетов, судя по всему и истребителей, и бомбардировщиков.
На основе опыта эксплуатации в частях ВВС КА этой опытной партии, к 1 сентября 1941 года НКО должен был передать НКАП окончательные технические требования на камуфляжную окраску.


ЛаГГ-3 выпущенный 10.07 и поврежден 11.06.41 года во время контрольных испытаний, к сожалению фоточки только хвостовой части, слева:

Справа:


Вот самолет из 317 РАП ВВС ЮФ, все тоже самое только видимо звезды фюзеляжные еще на заводе задули:


Авария в августе 41 года в 167 РезАП, явно накрашенный на заводе трехцветный камок, но фюзеляжные звезды и звезды на верхних поверхностях крыльев - закрашены, а звезда на хвостовом оперении - нанесена! Самолеты выпущены - 2 июля 1941 года, завод №153.



Заметим машин в опытном камуфляже должны были быть окрашены к 15 июня, то есть период весьма совпадает с материализацией трехцветных камо на вышеуказанных самолетах...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 34
Зарегистрирован: 03.05.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.16 07:43. Заголовок: Отличный материал! С..


Отличный материал! Спасибо! А самый светлый цвет в трехцветном примерно соответствует песочному второй половины войны?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2579
Зарегистрирован: 03.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.16 08:20. Заголовок: nikitayak,это вроде ..


nikitayak,это вроде должно быть так :


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5659
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.16 20:53. Заголовок: Эээ, нет, это схемки..


Эээ, нет, это схемки которые отрабатывали в 1940 году, походу их не взяли за основу, по крайней мере на тех фото что я выложил нет ни одной схемы камуфляжа из этих вариантов...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2580
Зарегистрирован: 03.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.16 23:11. Заголовок: Миша Т,я просто это ..


Миша Т,я просто это из-за перечня красок выложил....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5660
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.16 00:38. Заголовок: mikado 5448 пишет: ..


mikado 5448 пишет:
[quote]`

Нее, и краски там использовали другие, фишка в том что наряду с камуфляжем еще и ввели новые матовые краски АМТ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2581
Зарегистрирован: 03.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.16 08:20. Заголовок: Понял,погорячился :s..


Понял,погорячился

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 276
Настроение: двуликое
Зарегистрирован: 11.02.11
Откуда: рб, могилёв
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.16 23:25. Заголовок: Тут у Чехов есть по ..


Тут у Чехов есть по обводке номеров, может пригодится
http://www.modelforum.cz/viewtopic.php?f=875&t=93579

Шмель летает только из любви к полёту. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5664
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.16 17:52. Заголовок: Как я уже упоминал в..


Как я уже упоминал выше согласно постановлению комитета обороны при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г., требовалось не только перейти на матовые краски, но и закамуфлировать в экспериментальный камуфляж по 100 бомбардировщиков и истребителей.
Судя по имеющимся фото за основу не стали брать исследуемые камуфляжи в 1940 году, а были выбраны какие то оригинальные схемы, краски какого цвета при этом использовались можно только догадываться...
Продублирую фото первого самолета, замеченного в трехцветном камуфляже, ЛаГГ-3 №3121376 11 июня 1941 года, правый борт:

левый борт:

Самолет несет звезды на фюзеляже, звезды на хвостовом оперении отсутствуют...
Следующие самолеты в трехцветном камуфляже были сфотографированы немцами после занятия Витебска, это Пе-2 из 410 БАП, согласно документов полка, в Витебске 5 июля 1941г., от ударов немецкой авиации года были потеряны 5 Пе-2, 22 завода, 20 и 19 серий выпуска: 10/20, 11/20, 13/20, 17/20 и 19/19.
Один из этих самолетов тактический №24:

Кроме четко привязанного к Витебску №24, в разное время всплывали фото самолетов с аналогичным расположением пятен камуфляжа и тактического номера, это самолеты №27 и 35.
Пе-2 №27:

Пе-2 №35:


Хорошо видно что камуфляжи самолетов несколько отличаются, у 24 и 35 он одинаковый, у 27 он явно другой, хотя очень похожий. Очень интересно, что несмотря на то что самолеты в трехцветном камуфляже, но они получили звезды на хвостовое оперение, и у них закрашены звезды на фюзеляжах (причем они там явно были, так как у всех машин на месте звезды на фюзеляже овальные пятна темного цвета) и видимо на верхней поверхности плоскостей, то есть опознавательные знаки машины соответствуют приказу от 20.06.41г.
То есть сначала опознавательные знаки на самолеты были нанесены в соответствии с довоенным стандартом в шести позициях, как на ЛаГГ-3, но после получения приказа от 20.06.41г., звезды на фюзеляже и верхе плоскостей закрасили, а на рулях нанесли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5665
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.16 20:02. Заголовок: Другие Пе-2, попадаю..


Другие Пе-2, попадающиеся на фото, окрашенные в такой же камуфляж как Пе-2 №27 из 410 БАП, видимо были выпущены уже после 20.06 и звезды на фюзеляже, скорее всего, были закрашены еще на заводе:
№31 из 317 РАП ВВС ЮФ:

Пе-2 выполнивший вынужденную посадку, место и часть пока не установлены:

Пе-2 так же выполнивший вынужденную посадку, и так же место и часть пока не установлены:

Может быть та же машина, хотя не факт, может и другой аппарат:


Еще самолет, видимо окрашенный как Пе-2 410 БАП №24 и 35, место и время не известны:


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5666
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 11:11. Заголовок: Самолеты окрашивалис..


Самолеты окрашивались в экспериментальный камуфляж, судя по всему в очень короткий период в июне 1941 года, самолетов видимо реально было выпущено не более 100 - 200 штук, после чего перешли на утвержденный камуфляж. Однако процесс окраски в камуфлированные не был выполнен на 100% даже на заводах НКАП, причем как минимум до осени. Так совершенно точно все лето только в зеленый цвет красил МиГ-3 завод №1. С чем это было связано не совсем понятно, возможно виной этому был высокий производственный план, а в июле - августе Завод №1 выдавал по 500 МиГ-3, из-за чего процесс дополнительной окраски сочли не приемлемым.
Практически все другие заводы в июле начали красить камуфляж в соответствии с приказом, камо: АМТ-4/АМТ-6/АМТ-7, звезды в четырех позициях.
Су-2 производства 207 завода я выкладывал выше, но наверное повторим!

Ну и мой любимчик - один из первых Пе-2 заводской №105 выпущенных заводом №124 в Казани в самом начале июля 1941 года, камуфляж у него немного отличается от схемы, видимо полуовал на фюзеляже забыли второпях нанести:

Далее завод исправился и машины красили по эскизу, вот самолет №304 выпущенный в начале августа, пятна на месте:

Завод №292 тоже практически сразу выполнил указания и Як-1 красились по схеме. На фото авария двух самолетов на заводском аэродроме 12 июля 1941 года:


По поводу продукции завода №1, видимо в отличии от нанесения камуфляжа, опознавательные знаки на самолеты стали наносить в четырех позициях, к примеру 19 И-153 полученных 160 ИАП с завода 3-4 июля 1941 года, имеют именно такое расположение звезд:

Возможно так же были окрашены 21 МиГ-3 поступившие в конце июня в 41 ИАП, полк из Белостока и Волковыска, перебазировался в Барановичи и Могилев, и далее в Шаталово, где принял новые самолеты. Далее одна эскадрилья убыла в Витебск, а остальные работали с аэродромов Могилев и Шаталово. Где в начале июля сдали 8 оставшихся самолетов в 401 ИАП и убыли в Москву на переформирование. Их машины с нанесенными на фюзеляж номерами хорошо идентифицируются на фото из Шаталово и Витебска.
Самолеты брошенные в Шаталово:

Самолет скапотировавший в Витебске 5.06.41г.:

Фото к сожалению очень плохого качества, но хорошо видно что звезд на фюзеляже нет, а на хвосту есть. С другой стороны понять накрашен ли был камуфляж сложно...

Далее аналогично были промаркированы и получили черно-зеленый камуфляж машины 401 ИАП, которые до этого несли довоенные зеленый камо и обозначения в виде больших цифр на хвостовом оперении. Полученный на пополнение МиГ-3 №15 даже засветился в Союзкиносборнике, как самолет командира полка капитана К.К.Кокинаки.


Так же сложно сказать в какой момент перешли на окраску согласно схеме 22 завод, пока не найду фото из аварийного акта или с заводских испытаний за тот период, но на немецких фото попадаются Пе-2 ранних серий в явно нанесенном в заводских условиях черно-зеленом камуфляже и со звездой на хвостовом оперении:


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5667
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 14:40. Заголовок: Разумеется непосредс..


Разумеется непосредственно в частях ВВС окраска самолетов велась гораздо более разнообразно! Что совершенно естественно, учитывая повсеместный недостаток необходимых красок, оборудования, а самое главное времени.
Не мудрствуя лукаво, большинство самолетов окрашенных в зеленый цвет, попытались дополнить черными пятнами согласно приказа, при этом существовали пару вариантов, так сказать, неполного исполнения приказа:
- Первый, на зеленые самолеты наскоро наносился камуфляж, зачастую мало соответствующий схеме, но это были все те же широкие черные полосы или пятна напыленные из пульверизатора или выкрашенные кистью;

Пе-2 с очень большой долей вероятности из 5-го СБАП, произвел вынужденную посадку у н.п.Бабанка у Умани. Самолет окрашенный в импровизированный черно-зеленый камуфляж, звезды закрашены на фюзеляже и нанесены на шайбы, и это несмотря на то что это уже начало августа:

И-16 тип 29, неизвестная часть:


- Второй, камуфляж могли нанести кистью в виде точек или небольших пятен произвольной формы, либо в тех частях где была такая чудо техника пульверизатор, то могли наносить камо в виде тонких полос, как правило изощренной формы...
И-16 из 35 ИАП, авария на аэродроме Кутаиси 27.06.41года. Самолет поверх бызового зеленого покрыт мелкими полосками, вероятно черного цвета, все опознавательные знаки (звезды на фюзеляже и пилотка киле) и тактический номер на руле закрашены:

Несколько Пе-2, первые два фото самолет 39 завода №390515 из 138 СБАП, потерпел аварию 11.07.41г. в Липецке, четко видно что нанесена маленькая звезда на шайбе, самолет покрыт небольшими пятнами видимо черного цвета:

МиГ-3, самолеты поздние, но несут обозначения согласно приказа от 20.06.41г.:


Еще МиГ-3 - это ранняя машина, звезды на фюзеле закрашены, а на хвосте нанесены криво, на стоящем самолете:

СБ из 454 СБАП ВВС ЗабВО, самолет 47 серии выпуска завода №125, видно что по базовому зеленому нанесены пульвелизатором разводы видимо черного цвета, фюзеляжная звезда небрежно закрашена, но на хвостовое оперение звезда не нанесена:

Причем зачастую в покраске использовали оба способа! По фото многих самолетов, сбитых или брошенных на аэродромах, хорошо видно, что исполнителям зачастую банально не хватало красок или времени на выполнение приказа, и на самолетах либо вообще оставались не "докрашенные" полосы, особенно в верхней, самой труднодоступной части фюзеляжа, либо их продолжали в виде полос или пятен...
Яркий представитель подобного творчества Дб-3ф из 212-го ДБАП, сбитый 3.07.41г.


- Третий, самый "лайтовый" способ, на самолетах просто закрашивали звезды на фюзеляже и верхних плоскостях, а на хвостовое оперение наносили. Очень характерно что так делали от Ленинграда до Камчатки не сговариваясь!

СБ из 71 САП аэродром Елизово, заметим что звездочку просто закрасили, правда надо отдать должное ребятам с Камчатки, звезду на киле они рисовать не стали, впрочем как и камуфляж:


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 15:19. Заголовок: 11-й иап в процессе ..


11-й иап в процессе камуфлирования (боевой киносборник № 5 сентябрь 1941 г.)




Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5668
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 15:51. Заголовок: СК пишет: Спасиб..


СК пишет:
[quote]`

Спасибо!, но это уже ко второй части пойдет, а сейчас мы пока про июль!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 17:34. Заголовок: Машины довоенного вы..


Машины довоенного выпуска, а по приказу перекрашивать сразу не стали (хотя чего бы им под Москвой не заняться между делом...). Причем об имевшемся времени как раз говорит звезда бортовая малая - уж больно она четко по черному полю лежит. Наверное маску использовали при напылении пульверизатором. Тем не менее, у Б№13 камуфлирование явно не закончено к моменту киносъемки, т.к. номер и справа и слева закрашен черным лишь частично, а борт у кабины вообще не начат.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5669
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.16 20:28. Заголовок: СК пишет: Ну есл..


СК пишет:
[quote]`

Ну если это точно 11 ИАП, а не какой то другой, то всякое может быть, может самолет из ремонта или вообще кадры сняты в июле...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 29
Зарегистрирован: 02.02.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.16 16:03. Заголовок: 1. Спасибо за матери..


1. Спасибо за материал
2. В книге Алексея Степанова "Развитие советской аиации в предвоенный период" приведены "эскизы деформирующей окраски на 1941 год" для И-16, ББ-1, ДБ-3, 100, СБ, И-153, И-26. Окраски похожи на приведенные выше Лагг-3 и Пе-2 24, 27, 25.
В схемах названы цвета:
- серый с желтым оттенком
- зеленый с желтым оттенком
- темно зеленый

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Авиаэксперт




Сообщение: 5670
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.16 21:13. Заголовок: deruluft пишет: ..


deruluft пишет:
[quote]`

К сожалению у Степанова все те же варианты окрасок легкосмываемыми красками, которые отрабатывали летом 1940 года, они не имеют отношения к апрельским...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 69
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет