Правила: Форум предназначен для обсуждения военно-исторической и военно-технической тематик. Оскорбления, мат, расистские и оскорбляющие достоинство человека высказывания не допускаются. Если нужно быстро связаться с администрацией - почта админа - amvas73@narod.ru
Это очень интересный сюжет, давно и во многих публикациях отмеченый, но тем не менее очень интересный. На а-ме базировались 15 и 31 ИАП 8 САД, полки были полностью укомплектованы новой матчастью МиГ-3 и МиГ-1, а 31 ИАП вообще был одним из двух полков получившим основную массу МиГ-1... К 22 июня большая часть подразделений обоих полков была рассредоточена по полевым площадкам, но тем не менее на аэродроме осталось много техники, в том числе старой И-16, И-153 и И-15бис, машины были судя по фото не рассредоточены а стояли в несколько линий возле ангаров и конечно стали объектом атак немецких самолетов 22 июня...
"Каунасские" аэродрама было (да и сейчас) - два. Один в самом городе Каунас, тот, которыы на левом берегу реки, а другой - аэродром в пригороде Каунаса Кармелава, около 10 км на северо восток от Каунаса.
Сообщение: 69
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 16.01.10 23:28. Заголовок: Есть фотографии еще ..
Есть фотографии еще одной, причем очень большой группы самолетов, которую часто подписывают - Каунас... Номера на Мигах имеют одинаковое написание, однако самолеты из эпизодов не смешиваются в общей куче. Это а так же наличие большого количества И-16 (а в 31 ИАП это был основной, до Мигов самолет) и Р-5 наталкивает меня на мысль что это Кармелава?
Сообщение: 83
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 19.01.10 23:03. Заголовок: Пока к сожалению не ..
Пока к сожалению не понял где находится сам военный аэродром... Потому что по фото видно что ангары на аэродромах Дерулюфта и военном - разные... Вот Дерулюфтовский: А вот военный: По фото видно что наши первые фотографии с военного аэродрома - те же ангары и те же здания. Но вот где они на местности находились? Может вот эти здания помогут определиться:
Отправлено: 21.01.10 22:51. Заголовок: На фото ..Может вот ..
На фото ..Может вот эти здания помогут определиться.. видно здание летного и технического персонала Нр.23. правее - технический склад-убежище Нр.19. правее - водонапорная башня и труба котельной мясокомбината ..Майстас.. На северной стороне аэродрома в 1941 самолетов Красной Армии нет и на фото невидно. В июле 1941 остатки самолетов хранились на северо западной стороне и возле ангаров на южной стороне
Отправлено: 31.01.10 21:53. Заголовок: Вопросы по Каунасскому аэродрому
18 июня истребители 31-го ИАП перелетели на аэродром Кармелава. На Каунасском аэродроме остались неиспавные истребители И-16. А также самолеты звена управления У-2 _УТ-2_ УТИ-4 Сколько самолетов 31-го ИАП осталось на Каунасском аэродроме. Основной аэродром 15-го ИАП был Алитусский аэродром. Сколько истребителей было 22 июня на Алитусском _ сколько и каких на оперативных аэродромах Поцюнай и Винчай. Какие эскадрильи 15-го ИАП базировались на Каунасском аэродроме_ Откуда прилетел и был поврежден бомбардировщик СБ борт.6_ Какая принадлежность самолетов Р-5 (Р-зет).
Может есть информация какие бортовые номера самолетов 15-го и 31-го ИАП
Сообщение: 118
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 31.01.10 22:05. Заголовок: Привет. у 15 ИАП осн..
Привет. у 15 ИАП основной аэродром был Каунас (Алитус не использовался...). В ветке про ВВС СЗФ я писал какие эскадрильи и сколько машин перелетело в Венчай и Поцунай... Сейчас продублирую... СБ - я так думаю из звена управления 8 САД. Р-5ССС из 16 КАЭ. По 31 ИАП точно не могу сказать сколько и каких машин осталось... Так как нет точных данных сколько перелетело в Кармелаву...
Сообщение: 119
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 31.01.10 22:18. Заголовок: 15 ИАП. В Поцунай пе..
15 ИАП. В Поцунай перелетели 1 и 3 АЭ 15 ИАП 28 МиГ-3, 20 пилотов; В Винчай 2 АЭ 11 И-153 10 пилотов; упр и 4 АЭ остались в Ковно - 30 МиГ-3, 8 И-16, 4 И-153, 4 И-15бис, 5 УТИ-4 и 3 У-2. 33 пилота (из них только 10 летали на Мигах)...
Сообщение: 120
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 31.01.10 22:45. Заголовок: Так что если сравнив..
Так что если сравнивать фотографии и документы, то получается что на аэродроме самолеты двух полков, особенно на примере МиГ-3 это видно - явно два типа номеров: в окантовке и без: По поводу И-153 и И-15бис то же понятно - это машины 15 ИАП. А вот по И-16 и УТИ-4 сложнее, в обоих полках были...
Сообщение: 122
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 01.02.10 00:26. Заголовок: Ну пока вроде пил..
Ну пока вроде пилоток не видно было, я думаю что все таки Миги у которых номера в окантовке - 31 ИАП... А ОКАЭ или КАЭ - это не важно, это одна часть...
Нашлось цветное фото УТИ-4 с Каунаского аэродрома, я в начале двухтысячных видел какую то книгу где несколько пилотов из JG54 позировали на фоне этих самолетов в основном терлись около МиГ-3, к сожалению в то время приобрести ее не мог а сейчас не помню да же как называлась... И еще один крупный план этой группы самолетов:
Сообщение: 748
Зарегистрирован: 08.01.10
Откуда: Москва
Репутация:
1
Отправлено: 09.07.10 22:02. Заголовок: Да хорошо видно что ..
Да хорошо видно что МиГи с номерами в обводке и И-16тип5 с номерами в обводке, одного написания - 31 ИАП. А вот "Чайка" какая то приблудная, не 15 ИАП, номер похож на номера самолетов 61 ШАП.
Отправлено: 14.06.11 08:51. Заголовок: Из последних фото по..
Из последних фото порадовал И-16№3, машина уже была на фото в группе самолетов которые стащили на край аэродрома. Фото уже в группе самолетов: Фото еще на летном поле, рядом с дорожкой, да после некоторых сравнений появилась версия что на еще одном фото так же данный самолет, на заднем плане виден еще один И-16 и И-153?
Отправлено: 12.02.12 13:11. Заголовок: На днях наконец то р..
На днях наконец то разобрался в фотографиях аэродрома Каунас, в основном благодаря новым фото выложенным ув.Алтыном и аэрофотосъемке аэродрома Каунас 44 года. Должен отметить что полностью подтвердились мнения прибалтийских товарищей относительно расположения двух групп ангаров в противоположных сторонах аэродрома - Восточной Алексоты (та что ближе к Неману и собственно городу - там был литовский гражданский аэродром) и южной (там был литовский военный аэродром). Сопоставив все схемы и доступные фото выкладываю сюжет - сначала отмеченные на аэрофотосъемке обе группы строений: Ну и теперь конкретно по каждой части - сначала южная военный аэродром. На ранних фото мы в принципе верно привязывали весь сюжет это стоящие под углом друг к другу три ангара (один из них большой с двух этажной пристройкой и два небольших стоящие в один ряд), два аэродромных здания - двухэтажное (стоит на углу между ангарами) и одноэтажное с мансардой стоит за двумя не большими ангарами и "землянка" - видимо бомбоубежище. Параллельно с ангарами стояли в три ряда самолеты 15 ИАП и 16 КАЭ: Добавлю несколько ранних фото этих же строений: Ну и вид со стороны стоянок самолетов 15 ИАП: Теперь вторая группа строений в северной части аэродрома "Алексота" - в до "окупационное" время там находился аэродром где кстати садились самолеты "Дерулюфта", после ввода советских войск в Прибалтику тут расположился 31 ИАП и 2 АФСО: Первоначально состав сооружений был такой - большой прямоугольный ангар, далее деревянное здание с башенкой (фотолаборатория), небольшой ангар со полукруглой крышей и здание проходной на аэродром, затем фотолабораторию сломали, а на его месте построили кирпичное строение (мастерские и инспекция ГА), кроме того левее большого ангара в кадр попал большой белый особняк - двухэтажный с мансардой, благодаря которому в основном удалось определить где находится большая группа самолетов МиГ-1/3, И-16/УТИ-4 и Р-5/У-2: К сожалению фотографий с первоначальным положением самолетов практически нет, собственно сразу после захвата немцами аэродрома картина выглядела примерно так, первое фото вид от входа на аэродром - видимо самолетные стоянки располагались так же как и до 40 года параллельно ряду ангаров, возможно на втором фото также ряд самолетов 31 ИАП, по крайней мере у одного из И-16 видно №17, такой же как у одной из машин в общей группе. : Машины скорее всего очень быстро от-толкали в кучу на против частного сектора: Где собственно и оставили стоять полукругом повторяя границу аэродрома, из-за этого на снимках со стороны правого края большой ангар видно с фасада:
Отправлено: 12.02.12 18:38. Заголовок: Tora пишет: СУПЕР!..
Tora пишет: [quote] СУПЕР!
Спасибо за оценку - очень жаль что мало хороших фото группы МиГ-1/3, И-16/УТИ-4 и Р-5 в Алексоте, к сожалению полностью разобраться пока не получается... Так что если у кого то есть фото прошу помогать!
Отправлено: 12.02.12 22:08. Заголовок: Благодаря ув. Eugeni..
Благодаря ув. Eugenijus Raubickas удалось понять где конкретно находились самолеты на Алексоте, кроме того хорошо видно как выглядели строения в 39-41 году, кроме того на представленном современном фото удалось идентифицировать практически все дома частного фонда, удивительно но практически все они сохранились до нынешних времен: На фото-панорамах хорошо видно что самолеты стояли на перекрестке двух дорожек - вытянувшись вдоль дорожки которая ведет к ангарам, вид на группу со стороны ангаров: С права ближе к частным домам стоит группа из 6 самолетов Р-5 и 2 У-2, у стоящих в глубине группы Р-5 видны номера 2, 6, 5 и еще один 2 - все Р-5 как минимум один У-2 самолеты 2 АФСО: Слева видно упавший на плоскость МиГ-3, это самолет с №14, сначала он стоял на штативе, но потом видимо кому то помешал и его сбросили, перед этим самолетом стояли два Ме-109F из 5/JG54 №4 и 6 черные, а сам самолет осматривали Филлип и Мютерих:
А к какому аэродрому примыкали авиазаводы в Каунасе? Разные источники называют два - № 365 и № 465, но что-то мне подсказывает, что авиазавод был один - 465-й. Из воспоминаний О.К.Антонова: — На рассвете 22 июня меня разбудил взрыв. Ухо моментально различило, чьи это моторы. На заводе узнал: бомбят и Вильнюс, Киев, Брест, Бобруйск… А потом было уже не до санитарного, не до биплана: ремонтировали подбитые МиГи. То есть завод Антонова начал было ремонт, но потом быстро эвакуировались (сам конструктор доехал до Москвы на пожарной машине за две недели) Плюс все выпущенные СС (ОКА-38) на аэродроме Каунаса сожгли немцы при бомбежке. На фото эти остовы встречаются?
Отправлено: 11.09.12 15:09. Заголовок: СК пишет: А к каком..
СК пишет:
цитата:
А к какому аэродрому примыкали авиазаводы в Каунасе? Разные источники называют два - № 365 и № 465, но что-то мне подсказывает, что авиазавод был один - 465-й. Из воспоминаний О.К.Антонова: — На рассвете 22 июня меня разбудил взрыв. Ухо моментально различило, чьи это моторы. На заводе узнал: бомбят и Вильнюс, Киев, Брест, Бобруйск… А потом было уже не до санитарного, не до биплана: ремонтировали подбитые МиГи. То есть завод Антонова начал было ремонт, но потом быстро эвакуировались (сам конструктор доехал до Москвы на пожарной машине за две недели) Плюс все выпущенные СС (ОКА-38) на аэродроме Каунаса сожгли немцы при бомбежке. На фото эти остовы встречаются?
Ну судя по тому что на аэродроме нет ни одного фото Аиста, а сам он просто забит боевыми машинами 15,31 ИАП, 2 ОАФО и 16 КАЭ, то скорее всего или они их не достроили, или они где нибудь на задворках аэродрома стояли...
Отправлено: 03.10.12 20:42. Заголовок: Большой ангар - анга..
Большой ангар - ангар учебной группы Литовских ВВС. Вероятно что в 1941г. ангаром пользовался 15 ИАП. Реммастерские литовских ВВС были восточнее аэродрома Фреда.
Синей линией обозначена промышленная зона Реммастерских Литовских ВВС до 1940г. Красной линией обозначена примерная промышленная зона авиационного ремонтного завода с 1944 до 1993 г.
Отправлено: 25.02.13 22:59. Заголовок: Женя пишет: Почему ..
Женя пишет:
цитата:
Почему из 31 ИАП, а может из 15-го ИАП?
Ну во первых 15 ИАП к 22 июня было всего 4 МиГ-1, причем все исправные. Во вторых формат номеров 31 ИАП сильно отличался от 15 ИАП, у самолетов 31 ИАП номера большего размера. К примеру вот МиГ-3 №5 из 15 ИАП и МиГ-1 №7 из 31 ИАП: Вообще номера у самолетов 15 ИАП были нарисованы по трафарету, например вот форма единички у №12 и 13 из 15 ИАП хорошо видна и она меньше и немного другая чем у №10 и 11:
Отправлено: 02.03.13 14:22. Заголовок: СК пишет: А к каком..
СК пишет:
цитата:
А к какому аэродрому примыкали авиазаводы в Каунасе? Разные источники называют два - № 365 и № 465, но что-то мне подсказывает, что авиазавод был один - 465-й. Из воспоминаний О.К.Антонова: — На рассвете 22 июня меня разбудил взрыв. Ухо моментально различило, чьи это моторы. На заводе узнал: бомбят и Вильнюс, Киев, Брест, Бобруйск… А потом было уже не до санитарного, не до биплана: ремонтировали подбитые МиГи. То есть завод Антонова начал было ремонт, но потом быстро эвакуировались (сам конструктор доехал до Москвы на пожарной машине за две недели) Плюс все выпущенные СС (ОКА-38) на аэродроме Каунаса сожгли немцы при бомбежке. На фото эти остовы встречаются?
Похоже действительно завод находился восточнее аэродрома, его видимо стали обустраивать на месте Каунаской крепости и там же стали строить заводской аэродром (на фото сделанном 23.06.41 года хорошо видно что он еще недостроен), на карте это место обозначено Freda Dolna:
Отправлено: 17.03.13 19:36. Заголовок: 2-й хаёвец пишет: 2..
2-й хаёвец пишет:
цитата:
2-й хаёвец
Ну последние дни реально праздничные - Спасибо большое! Это уже Алексота, на переднем плане МиГ-3 №14 из 15 ИАП, он был неисправный и стоял на штативах, на фото его уже сбросили... За ним И-16тип5 №Э одного из командиров эскадрилий 31 ИАП.
Отправлено: 10.04.13 02:18. Заголовок: Каунас радует снова ..
Каунас радует снова и снова! Недавно ув.Константин Стрельбицкий, выкладывал фото перелетевшего в 1940 через границу в р-не Острув-Мазовецкого, Р-5. Собственно фото самого самолета и экипажа. Далее ув.Ю.Свойский, в РГВА, нашел документы о том что это экипаж 2 АФСО в составе л-нт Беренштейн и ст. л-нт Дудко, которые в ходе полета по съемки нашей территории, потеряли ориентировку и перелетели границу... Так как 2 АФСО в 1941 году базировался в Каунасе я просмотрел фото самолетов Р-5 в "Алексоте" и вновь "бинго" - номера написаны одинаково! Так что версия Ю.Свойского полностью подтвердилась!
Сообщение: 1242
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 10.04.13 09:44. Заголовок: Миша Т пишет: Недав..
Миша Т пишет:
цитата:
Недавно на аирфорсе проходило фото перелетевшего в 1940 через границу в р-не Острув-Мазовецкого, Р-5.
Вообще-то это вначале проходило у нас на форуме, в отдельной теме под названием "Август 1940-го: Интересный эпизод в фотографиях" вот здесь - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000041-000-0-0-1361896738 Кто именно из участников нашего форума обнаружил эти фотографии сразу после их появления на немецком Е-Бэе и тут же выставил их с комментариями здесь, надеюсь, и так понятно Уважаемый Миша Т , продублируйте, пожалуйста, свой комментарий в той теме - он там будет явно к месту!
Сообщение: 1243
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 10.04.13 13:36. Заголовок: Миша Т пишет: кстат..
Миша Т пишет:
цитата:
кстати а самолет не в курсе когда передали и как?
Пока, к сожалению, не в курсе :( , но, как принято говорить в высших сферах, "этот вопрос у меня на особом контроле" Пердали нам его наверняка, так же, как и тот истребитель, фото которого при перевозке на понтоне через Западный Буг с немецкого на советский берег Вы, уважаемый Миша Т своё время здесь выставляли.
Отправлено: 30.09.13 18:42. Заголовок: Ну и нет поводов не ..
Ну и нет поводов не выпить - новые фото из Алексоты, потихоньку определяются самолеты - на этих фото видно что у МиГ-1/3 стоящего первым в левой колонне из четырех МиГов сломан киль, перед ним стоит УТИ-4, а перед ним раскапотированный И-16 тип 5. Вторым после МиГа со сломанным килем стоит №6 красная, а третьим №5 белая: Ну и вид группы спереди, к сожалению качество посредственное:
Отправлено: 14.05.14 15:15. Заголовок: Какие подразделения ..
Какие подразделения кроме 31 ИАП и ОБАО были в Ковно от ВВС? Племянница одного из солдат вышла на меня, просит помощи. Может почтовые ящики где то есть в.ч. в Ковно? через него привязаться к части? номер что то типа 1-Б/24
Сообщение: 1584
Зарегистрирован: 11.09.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
5
Отправлено: 14.05.14 19:58. Заголовок: Almer пишет: Может ..
Almer пишет:
цитата:
Может почтовые ящики где то есть в.ч. в Ковно? через него привязаться к части? номер что то типа 1-Б/24
Правильное написание в данном случае должно быть: "Почтовый ящик № 1, Литер "Б", Часть № 24". То есть речь идёт об очень крупном авиационном соединении уровня авиадивизии.
Отправлено: 14.05.14 22:50. Заголовок: Судя по подписанному..
Судя по подписанному фото у парня был очень хороший почерк, + на фото у него в кармане торчит пружинный держатель колпачка ручки, что в то время очень редкая вещь была. Солдат был призван осенью 1940 г., фото апрель 1941 г. - так что если Константин прав насчет крупного соединения, то вполне может оказаться что парень служил писарем в штабе дивизии. Константин, нет ли данных по п.я.? И глянь почту, я сегодня тебе писал.
Отправлено: 19.03.16 15:46. Заголовок: Госиспытания СС (сам..
Госиспытания СС (самолет связи) в НИИ ВВС закончились успешно, и незамедлительно последовало решение о его серийном выпуске на заводе №365 НКАП в Каунасе. Выбор был не случайным -ранее там строились литовские самолеты ANBO сходной конструкции. В марте 1941 г. Антонова назначили главным конструктором этого предприятия. Вскоре в сборочном цехе стояло несколько "Аистов", готовых к полетам. Однако в столь счастливо начавшуюся судьбу первого антоновского самолета вмешалась война. 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома все СС были уничтожены. Олег Константинович вернулся в Москву и работы по ОКА-38 больше не возобновлял.
как-то мы вроде не присматривались на наличие сего аппарата
На фото большой группы МиГ-1/3 из 15-го и 31-го ИАП 8-й САД, на фоне восьмёрки и номера одиннадцать из 15-го ИАП, есть фото киля №11 раннего МиГ-3 из 31-го ИАП, он есть на фото из аварийного акта, интересно что не списали, видимо хотели востановить, но не успели. Так что уже вторая аварийная машинка с аварийного акта, как и №5 из 15-го ИАП:
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 161
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет